Глас народа

от 4 сентября 2023

ВДЛ в фокусе общественного внимания.

Все врут. Респонденты врут во время анкетирования или интервьюирования, потому что боятся сказать правду или показаться интервьюеру глупым. Участники фокус-групп могут искажать данные желанием проявить себя среди остальных участников разговора. Исследователи постоянно борются с этими искажениями, однако наиболее честные данные получаются тогда, когда респондент не знает, что его ответы, комментарии, оценки фиксируются.

Мы проанализировали то, как пользователи соцсетей отзываются о кандидатах-действующих главах регионов. Это исследование является дополнением к серии материалов ЦПК «Создатели смыслов». Если в них мы анализировали то, какие смыслы кандидаты продвигают в своих сетях, то в материалах «Глас народа» мы фиксируем то, какой образ формируется в общественном мнении об этих кандидатах, и как предвыборные кампании влияют на эти процессы.

В первой версии материала зафиксированы основные наблюдения за июль-август 2023 года для глав Москвы, Московской и Самарской областей — С. Собянина, А. Воробьева и Д. Азарова соответственно. Источник данных — «Медиалогия».

Общий обзор

За июль-август 2023 года в социальных сетях было опубликовано более 370 тыс. уникальных постов с упоминанием глав исследуемых регионов. Сергей Собянин упоминается в 255 070 постах, Андрей Воробьев — в 73 183, Дмитрий Азаров — в 43 405.

Около половины постов с упоминанием глав регионов были опубликованы в социальной сети «ВКонтакте» (141 888, или 40%), на втором месте — Telegram (107 345, или 30%), на третьем — «Одноклассники» (32 522, или 9%).

Главные площадки
Infogram

Контекстуальный окрас

Общий эмоциональный окрас сообщений о каждом главе сохранялся нейтральным на протяжении всего периода.

Пики негативных сообщений с упоминанием С. Собянина совпадают с датами, в которые со стороны ВСУ были предприняты попытки атак беспилотниками по Москве. Тем не менее, судя по динамике тональности, негативный контекстуальный окрас сообщений надолго не сохранялся. Кроме того, следует учитывать, что негативный окрас сообщений был вызван в первую очередь действиями ВСУ, а не реакцией властей РФ.

Упоминания А. Воробьева чаще всего имеют положительную тональность. Пик негативных сообщений пришелся на 9 августа — взрыв завода в Сергиевом-Посаде.

Контекстуальный окрас упоминаний Д. Азарова не имеет выраженных негативных пиков, больше всего положительных сообщений было зафиксировано 22 июля — вероятно, на фоне встречи губернатора с победителями Фонда президентских грантов.

Динамика тональности
Infogram

Смысловые доминанты

Облака слов
Infogram

Собянин

Пользовательская риторика вокруг С. Собянина преимущественно затрагивает проблему беспилотников в Москве. В то же она не замыкается исключительно на атаках дронов. Одна из ключевых смысловых доминант, судя по частоте распределения биграмм, — это программа реноваций. Облако биграмм также демонстрирует высокие показатели внимания пользователей социальных сетей к подготовке и проведению Московского урбанистического форума и открытию штабов общественной поддержки.

Воробьев

Тематический фон А. Воробьёва во многом сформирован обсуждением взрыва завода в Сергиевом-Посаде. Больший акцент пользователи делают на инициативах губернатора относительно капитального ремонта, а также на школах и детских садах Подмосковья.

Азаров

Содержательно повестка вокруг Д. Азарова строится во многом за счет темы СВО. Также губернатор Самарской области упоминается в контексте поддержки региона в различных сферах (например, в сельском хозяйстве) и проведения местных мероприятий (например, молодежного форума «IВолга»).

Тематическое разнообразие 

Тематическое моделирование позволяет выявить более цельные и конкретные темы, чем обзор облака биграмм.

В контексте обсуждения С. Собянина, наибольшее внимание общественности привлекла федеральная повестка — ей посвящена примерно треть сообщений. Будучи представителем столицы, С. Собянин часто упоминается пользователями в контексте обсуждения проблем и событий федерального масштаба (например, провалившийся мятеж Е. Пригожина или падение курса рубля).

Около 50 тыс. сообщений фокусируются на атаках дронов. На третьем месте — открытие штабов общественной поддержки. Далее — здравоохранение. Топ-5 тем замыкает обсуждение поддержки производства в Москве.

Тематическое моделирование
Infogram

Тематический фон вокруг А. Воробьева более стабилен — темы распределены относительно равномерно.

На первом месте — детские сады и помощь детям. На втором — поддержка участников СВО. Далее следует тема взаимодействия местных властей с жителями. Это касается как непосредственных встреч с жителями, так и работы властей с поданными заявками. На четвертом месте — тема исторического наследия, в частности, скандал вокруг застройщика «Инград». Топ-5 замыкает тема земельных участков — её популярность обусловлена заявлением министра Екатерины Зиновьевой о предоставлении доступа к земле для предпринимателей Подмосковья без торгов.

Самые популярные темы, в контексте которых упоминался Дмитрий Азаров, — строительство школ и посещение губернатором культурных мероприятий (например, фестиваля «Серебряные трубы Поволжья»). На третьем месте — информация о задержании министра здравоохранения Самарской области Армена Беняна. Четвертое и пятое место с небольшим разрывом занимают темы СВО и предстоящих выборов.

Выводы

1. Текущая работа — не первом месте. Анализ постов в соцсетях о кандидатах-действующих главах регионов демонстрирует явное доминирование роли главы региона, а не кандидата. Пользователи больше реагируют на действия исследуемых акторов в роли глав регионов (текущая повестка, управление регионом), а не в роли кандидатов (штабы, встречи с избирателями).

2. Вопросы безопасности и социалки — в приоритете. Общефедеральные тренды в выделении главных событий (тема СВО и все, что с ней связано, согласно данным ФОМ, долгие месяцы отмечается россиянами как главная) распространяются и на регионы: граждане внимательно следят за тем, как главы регионов реагируют на различные инциденты.

3. Тональность оценок — под контролем. В постах доминируют нейтральные оценки. Это важно при условии, что в социальных сетях в целом доминирует критический контекст публикаций, а недовольство, как правило, — главное мотивационное основание, побуждающее совершить действие — написать о чем-либо.

Теги: губернаторы, соцсети

Другие материалы раздела