Как проводить выборы в условиях пандемии

от 22 Апреля 2020

Следствием пандемии коронавируса стал перенос выборов и референдумов в разных странах мира. Какой выход есть?

Следствием пандемии коронавируса стал перенос выборов и референдумов в разных странах мира.

В Италии был перенесен запланированный на 29 марта референдум по сокращению количества членов парламента, во Франции — второй тур муниципальных выборов, в Чили — конституционный референдум и первичные выборы мэров и губернаторов. Наконец, в России перенесено намеченное голосование по поправкам в Конституцию, которое должно было состояться 22 апреля.

Однако не все страны принимают решения об изменении своих электоральных календарей. Вместо этого они ищут способы провести выборы в срок при минимизировании рисков участия для граждан.

Более того, в условиях поощрения практики социального дистанцирования и на фоне эффективной политики государства по сдерживанию распространения коронавируса уже есть успешные примеры голосования. Таким примером стала Южная Корея.

Политику Сеула по борьбе с пандемией приводят в качестве образца быстрых, адекватных и успешных мер власти. На 21 апреля в стране с населением более 51 миллиона человек зафиксировано 10 683 активных случая при 237 погибших.

15 апреля в Южной Кореи состоялись парламентские выборы. Несмотря на очевидные риски, связанные с большим скопление людей, голосование прошло при рекордной явке — 66,2%, что на 8,2% больше, чем на аналогичных выборах в 2016 году. Победу на выборах одержала пропрезидентская Демократическая партия и ее союзники. Вместе они смогли выиграть 180 мест из 300.

В рамках подготовки к выборам власти предприняли серьезные меры безопасности. Во-первых, два дня — 10-11 апреля — граждане могли голосовать досрочно. А во-вторых, большое внимание было уделено организации голосования на самих участках, на которых избирателям мерилась температура, проводилась дезинфекция, а также обеспечивалось соблюдение дистанции.

Отказались от переноса выборов и другие большие страны. 10 мая в Польше должны состояться президентские выборы. В соответствии с законодательством для выявления победителя может понадобиться два тура. Но, в отличие от Южной Кореи, польские власти приняли решение провести голосование дистанционно — по почте. Для этого пришлось поменять законодательство в экстренном порядке.

Наконец, в ноябре должны состояться главные выборы года — президентские выборы в США. В некоторых штатах отработана практика дистанционного голосования. Так, вй Вашингтоне, Гавайях, Колорадо, Орегоне и Юте голосование технически может быть проведено только по почте. Еще в 21 штате существуют законы, которые позволяют организовывать выборы низшего уровня по почте. В ситуации пандемии власти некоторые штатов уже заявили о том, что будут расширять возможности для такого голосования.

В России на 13 сентября запланированы выборы в регионах. Перенос Единого дня голосования не исключен в силу рисков, связанных с пандемией коронавируса. Этот вопрос уже поднимался участниками политического процесса в публичной плоскости.

Тем не менее опыт других стран показывает, что различные опции для проведения голосования и таким образом сохранения процесса ротации власти возможны.

Главную роль здесь играют следующие четыре фактора.

Во-первых, власти могут расширить использование альтернативных технологий голосования, позволив гражданам реализовать свое конституционное право выбора без прихода на избирательный участок.

В России нет практики голосования по почте, но зато развивается технология электронного голосования. На выборах в Мосгордуму 2019 года в трех одномандатных округах было протестировано электронное голосование. В 2021 году на выборах в Госдуму власти планируют распространить эксперимент по электронному голосованию на всю Москву. Мнение граждан в отношении использования этой процедуры разделилось. Согласно данным прошлогоднего опроса ВЦИОМ, 49% респондентов скорее одобряли предложение разрешить голосовать через Интернет, 46% — скорее не одобряли.

Однако дальнейшее распространение этой технологии на регионы представляется логичным шагом, и пандемия коронавируса может ускорить законодательные и административные процессы, связанные с его реализацией. В феврале глава ЦИК Элла Памфилова отмечала, что в общероссийском масштабе пока нет готовности к проведению дистанционного голосования, но если регионы докажут, что в состоянии провести такое голосование, то ЦИК готов вместе с ними рассмотреть соответствующую возможность. Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников высказалась еще более прямо: «если регион предлагает и доказывает, что [дистанционное голосование] возможно, то это нужно использовать».

Кроме того, альтернативной дистанционному голосованию или его дополнением может стать расширения досрочного голосования, которое как раз предполагалось в перспективе заменить электронным голосованием.

Во-вторых, властям придется создать все необходимые условия безопасности для тех избирателей, которые захотят прийти на избирательные участки. Южная Корея здесь дала наглядный пример образцовой организации процесса — дезинфекция рук и бюллетеней, дистанция между избирателями, измерение температуры и т.д. При этом власти придется провести широкую информационную кампанию, чтобы убедить избирателей в том, что предпринимаемые меры достаточны для их безопасности.

В-третьих, властям придется расширить возможности для агитации кандидатов, в том числе административным способом. В ситуации, когда оффлайновые агитационные мероприятия проводить фактически невозможно, в российских реалиях напрашивается очевидный шаг, который состоит в увеличении доступа всех зарегистрированных кандидатов к телевизионному эфиру с помощью административных решений федеральной и региональных властей. В таком случае оппозиция будет менее заинтересована в том, чтобы критиковать сам факт проведения выборов, и вести игру, направленную на их делегитимацию. Напротив, открывающиеся возможности по увеличению присутствия кандидатов и партий в информационном пространстве повысят их интерес к участию в электоральном процессе.

В-четвертых, пожалуй, самым важным фактором станет необходимость власти обеспечить высокое доверие со стороны граждан к своим действиям и решениям. Если граждане не будут доверять власти — не будут доверять сообщениям о том, что предпринимаемые меры безопасности эффективны и исчерпывающи, о прозрачности новых технологий голосования и справедливости конкуренции в период избирательной кампании, они не придут на избирательные участки и проигнорируют дистанционное голосование. Поэтому властям всех уровней сейчас важно демонстрировать полную открытость и повышать доверие со стороны граждан к проводимой им политики. В том числе, при принятии политических решений это распространяется и на поиск баланса между жесткими мерами и защитой прав граждан в период пандемии коронавируса.


Теги: выборы, коронавирус

Другие материалы раздела

Губернаторы – герои соцсетей (выпуск за июль 2020) Губернаторы – герои соцсетей (выпуск за июль 2020)
от 12 Августа 2020

Что россияне пишут о главах российских регионов в соцсетях.

Партии выборов — 2021: медийная эффективность Партии выборов — 2021: медийная эффективность
от 10 Августа 2020

Как партии работают в медиапространстве.

Практичная продленка Практичная продленка
от 5 Августа 2020

Плюсы и минусы трехдневного голосования.