Как проводить выборы в условиях пандемии

от 22 Апреля 2020

Следствием пандемии коронавируса стал перенос выборов и референдумов в разных странах мира. Какой выход есть?

Следствием пандемии коронавируса стал перенос выборов и референдумов в разных странах мира.

В Италии был перенесен запланированный на 29 марта референдум по сокращению количества членов парламента, во Франции — второй тур муниципальных выборов, в Чили — конституционный референдум и первичные выборы мэров и губернаторов. Наконец, в России перенесено намеченное голосование по поправкам в Конституцию, которое должно было состояться 22 апреля.

Однако не все страны принимают решения об изменении своих электоральных календарей. Вместо этого они ищут способы провести выборы в срок при минимизировании рисков участия для граждан.

Более того, в условиях поощрения практики социального дистанцирования и на фоне эффективной политики государства по сдерживанию распространения коронавируса уже есть успешные примеры голосования. Таким примером стала Южная Корея.

Политику Сеула по борьбе с пандемией приводят в качестве образца быстрых, адекватных и успешных мер власти. На 21 апреля в стране с населением более 51 миллиона человек зафиксировано 10 683 активных случая при 237 погибших.

15 апреля в Южной Кореи состоялись парламентские выборы. Несмотря на очевидные риски, связанные с большим скопление людей, голосование прошло при рекордной явке — 66,2%, что на 8,2% больше, чем на аналогичных выборах в 2016 году. Победу на выборах одержала пропрезидентская Демократическая партия и ее союзники. Вместе они смогли выиграть 180 мест из 300.

В рамках подготовки к выборам власти предприняли серьезные меры безопасности. Во-первых, два дня — 10-11 апреля — граждане могли голосовать досрочно. А во-вторых, большое внимание было уделено организации голосования на самих участках, на которых избирателям мерилась температура, проводилась дезинфекция, а также обеспечивалось соблюдение дистанции.

Отказались от переноса выборов и другие большие страны. 10 мая в Польше должны состояться президентские выборы. В соответствии с законодательством для выявления победителя может понадобиться два тура. Но, в отличие от Южной Кореи, польские власти приняли решение провести голосование дистанционно — по почте. Для этого пришлось поменять законодательство в экстренном порядке.

Наконец, в ноябре должны состояться главные выборы года — президентские выборы в США. В некоторых штатах отработана практика дистанционного голосования. Так, вй Вашингтоне, Гавайях, Колорадо, Орегоне и Юте голосование технически может быть проведено только по почте. Еще в 21 штате существуют законы, которые позволяют организовывать выборы низшего уровня по почте. В ситуации пандемии власти некоторые штатов уже заявили о том, что будут расширять возможности для такого голосования.

В России на 13 сентября запланированы выборы в регионах. Перенос Единого дня голосования не исключен в силу рисков, связанных с пандемией коронавируса. Этот вопрос уже поднимался участниками политического процесса в публичной плоскости.

Тем не менее опыт других стран показывает, что различные опции для проведения голосования и таким образом сохранения процесса ротации власти возможны.

Главную роль здесь играют следующие четыре фактора.

Во-первых, власти могут расширить использование альтернативных технологий голосования, позволив гражданам реализовать свое конституционное право выбора без прихода на избирательный участок.

В России нет практики голосования по почте, но зато развивается технология электронного голосования. На выборах в Мосгордуму 2019 года в трех одномандатных округах было протестировано электронное голосование. В 2021 году на выборах в Госдуму власти планируют распространить эксперимент по электронному голосованию на всю Москву. Мнение граждан в отношении использования этой процедуры разделилось. Согласно данным прошлогоднего опроса ВЦИОМ, 49% респондентов скорее одобряли предложение разрешить голосовать через Интернет, 46% — скорее не одобряли.

Однако дальнейшее распространение этой технологии на регионы представляется логичным шагом, и пандемия коронавируса может ускорить законодательные и административные процессы, связанные с его реализацией. В феврале глава ЦИК Элла Памфилова отмечала, что в общероссийском масштабе пока нет готовности к проведению дистанционного голосования, но если регионы докажут, что в состоянии провести такое голосование, то ЦИК готов вместе с ними рассмотреть соответствующую возможность. Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников высказалась еще более прямо: «если регион предлагает и доказывает, что [дистанционное голосование] возможно, то это нужно использовать».

Кроме того, альтернативной дистанционному голосованию или его дополнением может стать расширения досрочного голосования, которое как раз предполагалось в перспективе заменить электронным голосованием.

Во-вторых, властям придется создать все необходимые условия безопасности для тех избирателей, которые захотят прийти на избирательные участки. Южная Корея здесь дала наглядный пример образцовой организации процесса — дезинфекция рук и бюллетеней, дистанция между избирателями, измерение температуры и т.д. При этом власти придется провести широкую информационную кампанию, чтобы убедить избирателей в том, что предпринимаемые меры достаточны для их безопасности.

В-третьих, властям придется расширить возможности для агитации кандидатов, в том числе административным способом. В ситуации, когда оффлайновые агитационные мероприятия проводить фактически невозможно, в российских реалиях напрашивается очевидный шаг, который состоит в увеличении доступа всех зарегистрированных кандидатов к телевизионному эфиру с помощью административных решений федеральной и региональных властей. В таком случае оппозиция будет менее заинтересована в том, чтобы критиковать сам факт проведения выборов, и вести игру, направленную на их делегитимацию. Напротив, открывающиеся возможности по увеличению присутствия кандидатов и партий в информационном пространстве повысят их интерес к участию в электоральном процессе.

В-четвертых, пожалуй, самым важным фактором станет необходимость власти обеспечить высокое доверие со стороны граждан к своим действиям и решениям. Если граждане не будут доверять власти — не будут доверять сообщениям о том, что предпринимаемые меры безопасности эффективны и исчерпывающи, о прозрачности новых технологий голосования и справедливости конкуренции в период избирательной кампании, они не придут на избирательные участки и проигнорируют дистанционное голосование. Поэтому властям всех уровней сейчас важно демонстрировать полную открытость и повышать доверие со стороны граждан к проводимой им политики. В том числе, при принятии политических решений это распространяется и на поиск баланса между жесткими мерами и защитой прав граждан в период пандемии коронавируса.


Теги: выборы, коронавирус

Другие материалы раздела

Рейтинг экспертов в сфере волонтерства Рейтинг экспертов в сфере волонтерства
от 20 Ноября 2020

Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере волонтерской деятельности.

Регионы теряют представителей Регионы теряют представителей
от 19 Ноября 2020

Как депутаты работают на пленарных заседаниях.

Принять за 60 секунд Принять за 60 секунд
от 17 Ноября 2020

Как Госдума работает в условиях пандемии.