Рейтинг экспертов в сфере СМИ и современных медиа

от 25 декабря 2020

Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере СМИ и современных медиа.

Пандемия коронавируса, с одной стороны, значительно ускорила процесс цифровизации и перехода привычных форматов коммуникации в онлайн-пространство, с другой — обострила значимость информации и медиа в условиях увеличившегося объема поступающих данных.

По данным Минцифры, за первые девять месяцев 2020 года трафик фиксированного Интернета в России вырос по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 32% до 43,7 млрд Гб. При этом темпы роста увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 1,5 раза: в январе — сентябре 2019 году фиксированный интернет-трафик увеличился всего на 18,5%.

Кроме экстраординарных событий, к которым относится пандемия, важную роль играют постепенные структурные трансформации медиапространства и способа получения информации. В 2020 году источники информации в Интернете (новостные сайты, блоги и социальные сети) впервые обогнали по популярности традиционные СМИ (телевидение, радио, газеты), говорится в материалах опроса ФОМ, проведенного в августе этого года.

538061608884425781531178643804.png

При этом в возрастной категории 18-30 лет 80% опрошенных получают информацию из Интернета, в возрастной группе 31-45 лет — 59%.

Сентябрьский опрос «Левада-центра» показал, что с июля 2016 года уровень доверия к телевидению падает, при этом все больше россиян в качестве источника информации используют социальные сети, Telegram-каналы и другие онлайн-источники.

Значительный рост объемов передаваемой информации, структурные изменения в моделях коммуникации приводят к смене основных игроков в сфере СМИ и современных медиа. Если раньше основную роль здесь играли главы крупных организаций, то теперь все чаще для выхода на большую аудиторию не нужны столь значительные ресурсы как в эпоху традиционных СМИ. Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил рейтинг экспертов в сфере СМИ современных медиа. 

Методика исследования

Эксперт — лицо, обладающее специальным набором знаний, навыков и опытом в определенной отрасли, которые позволяют ему давать квалифицированные оценки относительно процессов, протекающих внутри и вокруг этой отрасли.

Рейтинг — список экспертов, ранжированный посредством расчета Индекса востребованности эксперта (ИВЭ).

ИВЭ включает в себя 4 критерия: упоминаемость, признание, популярность, оценка.

Упоминаемость. Для оценки упоминаемости эксперта производится сбор информации о количестве материалов самого эксперта (статьи, колонки) или материалов с его участием (комментарии) в российских СМИ при помощи сервиса «Медиалогия».

Сбор информации производится за последние 3 месяца (на момент начала исследования — с 20 сентября по 20 декабря), что позволяет получить актуальные данные упоминаемости. В расчете учитывались доступные профильные тематики: медиа, телеком, ИТ, власть, политика, бизнес и общество.

При составлении рейтинга максимальное количество упоминаний в СМИ для экспертной группы выступает в роли эталонного результата. Эксперт, показавший наивысший результат в итоге получает максимальную оценку, далее результаты остальных экспертов высчитываются в качестве долей от максимального результата, однако доли затем не переводятся в оценки, а сразу преобразуются в результат по критерию.

Результат рассчитывается по формуле:

(Результат эксперта/Эталонный результат)*10 = оценка по критерию

Признание. Авторитетность эксперта внутри профессионального сообщества определяется посредством анкетирования самих экспертов. Им предлагалось назвать коллег, за которыми они следят в СМИ или соцсетях, чьи публикации чаще всего им встречаются, и мнение каких экспертов вызывает наибольший интерес.

Кроме того, в ходе анкетирования экспертам задается вопрос о том, какая, по их мнению, социальная сеть является наиболее востребованной внутри их профессионального сообщества. Это необходимо для определения предмета исследования по критерию «Популярность».

Оценка признания внутри экспертного сообщества производится аналогичным с критерием «Упоминаемость» образом: результат эксперта с наибольшим числом упоминаний внутри профессионального сообщества признается эталонным, и расчет результатов остальных экспертов производится в соответствии с формулой выше.

Популярность эксперта в социальных сетях определяется по количеству подписанных на него пользователей. В случае отсутствия подписчиков (Facebook*/«ВКонтакте») в расчете учитывается количество друзей пользователя, однако оно делится на 10, так как современные алгоритмы формирования новостных лент в соцсетях не гарантируют, что все друзья эксперта увидят опубликованные им сообщения.

В ходе анкетирования экспертов было выявлено, что наиболее популярной площадкой внутри профессионального сообщества является Facebook*, поэтому для расчета критерия «Популярность» использовались результаты пользователей этой соцсети.

Распределение оценок происходит по такому же принципу, как и в случае расчета оценок по критерию «Упоминаемость».

В случае, если эксперт ограничивал информацию о количестве своих друзей или подписчиков, ему присваивался минимальный балл, так как статус публичного эксперта не предполагает закрытость от аудитории.

Оценка. Этот критерий базируется на анализе действий каждого эксперта: наличие у него академических работ в изучаемой области, его участие в тематических конференциях, круглы столах и иных публичных мероприятиях.

Итоговая оценка рассчитывается по формуле:

(Упоминаемость*0,3)+(Признание*0,3)+(Популярность*0,2)+(Оценка ЦПК*0,2) = ИВЭ

Каждый критерий рассчитывается индивидуально, сумма оценок по всем критериям и является ИВЭ. Таким образом, максимальная оценка, которую может получить эксперт — 10 баллов.

В случае, если эксперты обладают одинаковым количеством баллов, приоритет отдается критерию «Упоминаемость», затем «Признание», после — «Оценка», заключительный критерий — «Популярность».

В рейтинг экспертов не попадают лица, принимающие государственные и/или политические решения (чиновники, депутаты, руководители госструктур) в исследуемой отрасли, несмотря на то, что они могут попадать под определение эксперта. Исключение составляют только те субъекты, которых неоднократно отмечало экспертное сообщество в ходе анкетирования.

Основные результаты и выводы исследования

• Новые медиа и Интернет. В рейтинге доминируют представители интернет-СМИ, онлайн-площадок и социальных сетей, а не телевидения или радио, что, в целом, отражает изменяющиеся предпочтения россиян в способах потребления контента. В будущем доля представителей новых медиа будет только увеличиваться.

• Медиаменеджеры играют определяющую роль. Лидирующие позиции в рейтинге занимают руководители крупных радиостанций, телеканалов и сетевых изданий, несмотря на бурное развитие социальных сетей и индивидуальных авторов с многомиллионной аудиторией. В будущем, с развитием новых медиа, значение авторов будет усиливаться.

• Доминирование Москвы. Если в некоторых прежних рейтингах ЦПК (например, в рейтинге экспертов в сфере культуры) наблюдалось преобладание экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга, то в данном рейтинге абсолютное большинство экспертов — представители столицы, что свидетельствует о концентрации медиаресурсов в центре.


* Компания Meta признана в РФ экстремистской организацией. Facebook и Instagram запрещены в России.

Теги: СМИ, эксперты

Другие материалы раздела