Рейтинг экспертов в сфере волонтерства

от 20 ноября 2020

Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере волонтерской деятельности.

Десятки тысяч волонтеров проекта «МЫВМЕСТЕ» в период пандемии коронавируса оказали помощь сотням тысяч россиян. Пандемия стала беспрецедентным кризисом мирового масштаба, для борьбы с которым потребовались не только силы и ресурсы государств, но и гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобрели волонтерские организации и движения, которые помогали и продолжают помогать наиболее уязвимым социальным группам. Волонтерскому движению в России в последние годы уделяется все больше внимания как со стороны общественности, так и со стороны государства, однако 2020 год стал особым для всего направления.

В 2017 году президент России Владимир Путин подписал указ об учреждении Дня добровольца, который будут отмечать 5 декабря, тогда же 2018 год был объявлен Годом добровольца и волонтера. Ежегодно власти стали организовывать мероприятия, на которых награждали особо отличившихся волонтеров.

При этом власти стимулировали развитие волонтерской деятельности не только на символическом уровне, но также за счет финансовых инструментов. Ежегодно в конкурсе на получение президентских грантов участвуют и побеждают социально ориентированные НКО, занимающиеся волонтерской деятельностью. На конкурс 2021 года подано более 10 тыс. заявок.

Прогресс в развитии волонтерской деятельности отмечают и граждане. Согласно данным опроса ВЦИОМ, по мнению 73% опрошенных с каждым годом все больше россиян занимаются добровольческой или волонтерской деятельностью.

У 47% опрошенных волонтеры вызывают положительные эмоции, у 14% — уважение, у 12% респондентов — одобрение. В топе эмоций также — благодарность, восхищение и гордость.

Важную роль волонтеров отметили и в период пандемии. По мнению 74% россиян, волонтеры оказывают существенную помощь населению во время пандемии коронавируса, говорится в материалах исследования ВЦИОМ. Социологи также зафиксировали довольно высокую готовность граждан самим стать волонтерами, об этом заявили 64% респондентов.

При этом о самих волонтерах и волонтерских организациях зачастую известно не так много. Среди них есть те, которые работают несколько лет на постоянной основе, имеют сложную структуру и организацию.

Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый рейтинг экспертов в сфере волонтерской деятельности, который включает в себя разных специалистов: от самих волонтеров до исследователей НКО и третьего сектора. 

Методика исследования

Эксперт — лицо, обладающее специальным набором знаний, навыков и опытом в определенной отрасли, которые позволяют ему давать квалифицированные оценки относительно процессов, протекающих внутри и вокруг этой отрасли.

Рейтинг — список экспертов, ранжированный посредством расчета Индекса востребованности эксперта (ИВЭ).

ИВЭ включает в себя 4 критерия: упоминаемость, признание, популярность, оценка.

Упоминаемость. Для оценки упоминаемости эксперта производится сбор информации о количестве материалов самого эксперта (статьи, колонки) или материалов с его участием (комментарии) в российских СМИ при помощи сервиса «Медиалогия».

Сбор информации производится за последние 3 месяца (на момент начала исследования — с 15 августа по 15 ноября), что позволяет получить актуальные данные упоминаемости. В расчете учитывались доступные профильные тематики: бизнес и общество, власть, медицина, НКО, право, семья и дети.

При составлении рейтинга максимальное количество упоминаний в СМИ для экспертной группы выступает в роли эталонного результата. Эксперт, показавший наивысший результат в итоге получает максимальную оценку, далее результаты остальных экспертов высчитываются в качестве долей от максимального результата, однако доли затем не переводятся в оценки, а сразу преобразуются в результат по критерию.

Результат рассчитывается по формуле:

(Результат эксперта/Эталонный результат)*10 = оценка по критерию

Признание. Авторитетность эксперта внутри профессионального сообщества определяется посредством анкетирования самих экспертов. Им предлагалось назвать коллег, за которыми они следят в СМИ или соцсетях, чьи публикации чаще всего им встречаются, и мнение каких экспертов вызывает наибольший интерес.

Кроме того, в ходе анкетирования экспертам задается вопрос о том, какая, по их мнению, социальная сеть является наиболее востребованной внутри их профессионального сообщества. Это необходимо для определения предмета исследования по критерию «Популярность».

Оценка признания внутри экспертного сообщества производится аналогичным с критерием «Упоминаемость» образом: результат эксперта с наибольшим числом упоминаний внутри профессионального сообщества признается эталонным, и расчет результатов остальных экспертов производится в соответствии с формулой выше.

Популярность эксперта в социальных сетях определяется по количеству подписанных на него пользователей. В случае отсутствия подписчиков (Facebook*/«ВКонтакте») в расчете учитывается количество друзей пользователя, однако оно делится на 10, так как современные алгоритмы формирования новостных лент в соцсетях не гарантируют, что все друзья эксперта увидят опубликованные им сообщения.

В ходе анкетирования экспертов было выявлено, что наиболее популярной площадкой внутри профессионального сообщества является Facebook*, поэтому для расчета критерия «Популярность» использовались результаты пользователей этой соцсети.

Распределение оценок происходит по такому же принципу, как и в случае расчета оценок по критерию «Упоминаемость».

В случае, если эксперт ограничивал информацию о количестве своих друзей или подписчиков, ему присваивался минимальный балл, так как статус публичного эксперта не предполагает закрытость от аудитории.

Оценка. Этот критерий базируется на анализе действий каждого эксперта: наличие у него академических работ в изучаемой области, его участие в тематических конференциях, круглы столах и иных публичных мероприятиях.

Итоговая оценка рассчитывается по формуле:

(Упоминаемость*0,3)+(Признание*0,3)+(Популярность*0,2)+(Оценка ЦПК*0,2) = ИВЭ

Каждый критерий рассчитывается индивидуально, сумма оценок по всем критериям и является ИВЭ. Таким образом, максимальная оценка, которую может получить эксперт — 10 баллов.

В случае, если эксперты обладают одинаковым количеством баллов, приоритет отдается критерию «Упоминаемость», затем «Признание», после — «Оценка», заключительный критерий — «Популярность».

В рейтинг экспертов не попадают лица, принимающие государственные и/или политические решения (чиновники, депутаты, руководители госструктур) в исследуемой отрасли, несмотря на то, что они могут попадать под определение эксперта. Исключение составляют только те субъекты, которых неоднократно отмечало экспертное сообщество в ходе анкетирования.

Основные результаты и выводы исследования

• Доминирование практиков. В рейтинге экспертов доминируют не исследователи и научные сотрудники лабораторий, как это часто было в других экспертных рейтингах, подготовленных ЦПК, а руководители и сотрудники практико-ориентированных организаций, занятых в реальном поле.

• Тематический плюрализм. В рейтинге не прослеживается доминирование одного из направлений волонтерской деятельности, в топ-50 представлены эксперты из разных сфер: помощь детям, помощь молодым людям, эко-волонтерство и множество других тематик, что свидетельствует о равномерном развитии волонтерства в целом.

• Широкая региональная представленность. В отличие от других экспертных рейтингов, где наблюдается концентрация специалистов в Москве и Санкт-Петербурге, в рейтинге волонтеров представлены специалисты Самарской, Волгоградской, Калининградской областей и других регионов.

• Мужчины в меньшинстве. Рейтинг экспертов-волонтеров — первый из составленных в 2020 году ЦПК, в котором большую часть (27 позиций) представляют женщины. Это отчасти объясняется социальной ориентированностью многих организаций.

• Низкий уровень внимания со стороны СМИ. Большинство участников топ-50 имеют менее 50 упоминаний в СМИ за последние три месяца, что свидетельствует о низком интересе журналистов к их деятельности. Это, в свою очередь, ведет к нехватке информации о волонтерских проектах и волонтерской деятельности.


* Компания Meta признана в РФ экстремистской организацией. Facebook и Instagram запрещены в России.

Теги: эксперты, волонтеры

Другие материалы раздела