Как жители регионов реагируют на третью волну пандемии.
В России фиксируются пиковые значения заболеваемости и смертности от коронавирусной инфекции. Параллельно наблюдается рост интереса граждан к третьей волне, россияне чаще всего ищут в Интернете информацию о вакцинации и ограничительных мерах, применяемых властями. Третья волна отразилась и на том, какие коронавирусные темы граждане обсуждают в социальных сетях, и в каких регионах проблема вызывает наибольший отклик.
Третья волна пандемии, по данным ФОМ, спровоцировала рост тревожных настроений в российском обществе:
Пока уровень тревоги не достиг показателей второй волны пандемии. Показатели активности граждан на тему коронавируса в соцсетях также уступают аналогичным значениям, зафиксированным во время первой и второй волны.
Тем не менее, в дни, когда власти вводят важные ограничения (например, с 28 июня работодатели в Москве должны были перевести 30% сотрудников на удаленную работу) наблюдается всплеск активности в соцсетях.
Больше всего пандемию обсуждают пользователи из столичных регионов. В Москве за период с 20 июня по 11 июля зафиксировано 288 тыс. сообщений, на втором месте Санкт-Петербург (116 тыс.) на третьем — Московская область (55 тыс.). Лидерство первой тройки объясняется не только бОльшим числом заболеваний, но и высокой степенью проникновения соцсетей в столичных регионах.
Из нестоличных регионов наибольшая активность зафиксирована в Краснодарском крае (47 тыс.), Свердловской области (43 тыс.) и Республике Башкортостан (40 тыс.)
В силу высокого потенциала для критики тему коронавируса в соцсетях чаще обсуждают в негативном ключе. Каждое десятое сообщение (9,33%) на тему пандемии содержит негатив, позитивных сообщений — 1,22% от общей массы.
Приоритет вопроса вакцинации, который мы фиксировали при анализе поисковых запросов россиян, наблюдается и в социальных сетях. Пользователи чаще всего обсуждают «Спутник V», ограничительные меры и сопутствующие вакцинации темы.
Как и во время предыдущих волн главными соцсетями для обсуждения пандемии стали наиболее массовые в России сервисы — «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Выводы и прогнозы
• Коронавирус становится фоном. Отсутствие явного роста числа сообщений на тему коронавируса в социальных сетях говорит о том, что для многих пользователей пандемия стала неотъемлемой частью жизни, коронавирусные события не вызывают столь бурной реакции, как это было во время первой и второй волны. Следующие волны, вероятно, будут привлекать к себе еще меньше внимания.
• Приоритет вакцинации. Тема прививок стала главной отличительной чертой третьей волны пандемии. Кампания по вакцинации провоцирует бурные обсуждения в социальных сетях, при этом на этих ресурсах не наблюдается отчетливой государственной информационной кампании по популяризации прививок.
• Ограничения и мотивация. Вторыми по значимости и заметности в соцсетях стали коронавирусные ограничения, вводимые региональными властями. Граждане обращают на них внимание, и, учитывая увеличение темпов вакцинации, следует признать ограничения эффективным инструментом стимуляции кампании по вакцинации населения.
Данные: Медиалогия
Фото: М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Теги: коронавирус, регионы