Топ-50 экспертов в сфере политических технологий.
В наступающем 2021 году пройдут важнейшие для политической системы выборы Государственной думы VIII созыва. Одну из значимых ролей в них сыграют политтехнологи, которые будут заниматься организацией и ведением политических кампаний.
Несмотря на то, что профессия политтехнологов институционализировалась в России: существуют профессиональные организации, в университетах успешно функционируют как специальные курсы по политическим технологиям, так и целые образовательные программы, само направление является относительно молодым для России, поэтому до сих пор нет как сформировавшегося общественного мнения о профессии политтехнолога, так и внутри профессионального сообщества зачастую возникают споры относительно того, кого можно относить к политтехнологам, а кто занимается смежной деятельностью.
Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ в сентябре 2020 года, политический технолог — это одна из составляющих профессии политолога. По мнению 8% опрошенных, политический технолог (специалист по организации и проведению выборов) лучше всего подходит для определения профессии политолога.
Внутри сообщества также возникают дискуссии о том, кого именно можно считать политтехнологом. В ходе анкетирования и интервьюирования экспертов разных направлений: академических политологов, политических консультантов и самих политтехнологов было сформировано три базовых позиции по этому вопросу:
• Консервативная. Политтехнолог — это специалист, который непосредственно занимается организацией и проведением избирательной кампании.
• Смешанная. Политтехнолог — специалист, который либо сам занимается организацией и проведением избирательной кампании, либо же консультирует по вопросам политических технологий разных политических акторов.
• Расширенная. Политтехнолог — специалист, который не обязательно в данный момент занимается организацией и проведением избирательных кампаний. Им может быть, например, академический политолог, изучающий теоретические аспекты политических технологий.
Наиболее точным представляется первый подход, однако в силу того, что специалисты по политическим технологиям зачастую могут менять спецификацию и становиться политконсультантами или политическими комментаторами, а затем снова возвращаться к политтехнологиям, в нашем рейтинге могут фигурировать политтехнологи, которые в последний год не принимали участия в организации избирательных кампаний, однако в 2021 году могут снова оказать значительное влияние на ход кампании.
В сети Интернет существует несколько рейтингов политтехнологов, созданных аналитическими центрами или журналистами, однако методика их составления зачастую непрозрачна, а результаты не поддаются верификации или же они созданы исключительно на основе результатов опроса членов профессионального сообщества и не учитывают объективные показатели активности политтехнологов в СМИ и социальных сетях.
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил рейтинг политтехнологов.
Методика исследования
Эксперт — лицо, обладающее специальным набором знаний, навыков и опытом в определенной отрасли, которые позволяют ему давать квалифицированные оценки относительно процессов, протекающих внутри и вокруг этой отрасли.
Рейтинг — список экспертов, ранжированный посредством расчета Индекса востребованности эксперта (ИВЭ).
ИВЭ включает в себя 4 критерия: упоминаемость, признание, популярность, оценка.
Упоминаемость. Для оценки упоминаемости эксперта производится сбор информации о количестве материалов самого эксперта (статьи, колонки) или материалов с его участием (комментарии) в российских СМИ при помощи сервиса «Медиалогия».
Сбор информации производится в течении трех месяцев (c 29 июня до 20 сентября, что позволило захватить наиболее значимый период для работы политтехнологов — предвыборные месяцы, сами выборы и время подведения итогов кампании). В расчете учитывались доступные профильные тематики: политика, власть, бизнес и общество, право.
При составлении рейтинга максимальное количество упоминаний в СМИ для экспертной группы выступает в роли эталонного результата. Эксперт, показавший наивысший результат в итоге получает максимальную оценку, далее результаты остальных экспертов высчитываются в качестве долей от максимального результата, однако доли затем не переводятся в оценки, а сразу преобразуются в результат по критерию.
Результат рассчитывается по формуле:
(Результат эксперта/Эталонный результат)*10 = оценка по критерию
Признание. Авторитетность эксперта внутри профессионального сообщества определяется посредством анкетирования самих экспертов. Им предлагалось назвать коллег, за которыми они следят в СМИ или соцсетях, чьи публикации чаще всего им встречаются, и мнение каких экспертов вызывает наибольший интерес.
Кроме того, в ходе анкетирования экспертам задается вопрос о том, какая, по их мнению, социальная сеть является наиболее востребованной внутри их профессионального сообщества. Это необходимо для определения предмета исследования по критерию «Популярность».
Оценка признания внутри экспертного сообщества производится аналогичным с критерием «Упоминаемость» образом: результат эксперта с наибольшим числом упоминаний внутри профессионального сообщества признается эталонным, и расчет результатов остальных экспертов производится в соответствии с формулой выше.
Популярность эксперта в социальных сетях определяется по количеству подписанных на него пользователей. В случае отсутствия подписчиков (Facebook*/«ВКонтакте») в расчете учитывается количество друзей пользователя, однако оно делится на 10, так как современные алгоритмы формирования новостных лент в соцсетях не гарантируют, что все друзья эксперта увидят опубликованные им сообщения.
В ходе анкетирования экспертов было выявлено, что наиболее популярной площадкой внутри профессионального сообщества является Facebook*, поэтому для расчета критерия «Популярность» использовались результаты пользователей этой соцсети.
Распределение оценок происходит по такому же принципу, как и в случае расчета оценок по критерию «Упоминаемость».
В случае, если эксперт ограничивал информацию о количестве своих друзей или подписчиков, ему присваивался минимальный балл, так как статус публичного эксперта не предполагает закрытость от аудитории.
Оценка. Этот критерий базируется на анализе действий каждого эксперта: наличие у него академических работ в изучаемой области, его участие в тематических конференциях, круглы столах и иных публичных мероприятиях.
Итоговая оценка рассчитывается по формуле:
(Упоминаемость*0,3)+(Признание*0,3)+(Популярность*0,2)+(Оценка ЦПК*0,2) = ИВЭ
Каждый критерий рассчитывается индивидуально, сумма оценок по всем критериям и является ИВЭ. Таким образом, максимальная оценка, которую может получить эксперт — 10 баллов.
В случае, если эксперты обладают одинаковым количеством баллов, приоритет отдается критерию «Упоминаемость», затем «Признание», после — «Оценка», заключительный критерий — «Популярность».
В рейтинг экспертов не попадают лица, принимающие государственные и/или политические решения (чиновники, депутаты, руководители госструктур) в исследуемой отрасли, несмотря на то, что они могут попадать под определение эксперта. Исключение составляют только те субъекты, которых неоднократно отмечало экспертное сообщество в ходе анкетирования.
Основные результаты и выводы исследования
• Размытость поля и особенности позиционирования. В ходе анкетирования сами эксперты зачастую называли политтехнологами тех, кто не занимается ведением политических кампаний, при этом обладает высокими показателями активности в СМИ и соцсетях и позиционирует себя в качестве политтехнолога.
• Динамичность среды. В ходе анкетирования эксперты отмечали, что рынок расширяется в период крупных федеральных выборов и заметно сужается в межэлекторальный период. Поэтому от кампании к кампании меняется и перечень лидирующих политтехнологов в России.
• Доминирование мужчин. В топ-50 политтехнологов попали только четыре женщины. Например, в рейтинге экспертов в сфере среднего бизнеса — 12, в сфере здравоохранения — 11, цифровой экономики — 6. Это явление может быть следствием того, что сфера политики в России до сих пор остается преимущественно мужской. Доля женщин в представительных органах постоянно растет, однако гендерный баланс по-прежнему отсутствует.
• Практикоориентированность. В рейтинге присутствуют представители академических структур, однако их доля значительно ниже, если сравнивать с другими рейтингами. В большинстве политтехнологи являются либо сотрудниками коммерческих структур, либо наемными экспертами.
• Наличие региональных специалистов. Политтехнологи сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге, но в топ-50 есть и региональные специалисты, участвующие как в региональных, так и в федеральных кампаниях. Это объясняется спецификой рынка и наличия объективной потребности в специалистах этого профиля в регионах.
* Компания Meta признана в РФ экстремистской организацией. Facebook и Instagram запрещены в России.
Теги: эксперты, политтехнологи
Как депутаты представляют свои регионы.