Создатели смыслов. Итоги

от 14 сентября 2023

Активность в соцсетях кандидатов в главы регионов.

Итоги прошедших с 8 по 10 сентября выборов высших должностных лиц (ВДЛ) позволяют проанализировать финальный этап кампаний кандидатов в социальных сетях. Определить, какие смыслы доминировали в повестке кандидатов и, что главное — какие смыслы принесли в итоге победный результат.

С июня 2023 года Центр политической конъюнктуры следит за эффективностью и содержательным наполнением онлайн-агитации кандидатов. В предыдущих выпусках мы фиксировали особенности роста активности кандидатов в социальных сетях, развитие тематического фокуса на региональных проектах, а также повышение внимания к социальной сфере по мере приближения к Единому дню голосования.

В итоговом материале представлены результаты анализа активности кандидатов в онлайн-пространстве незадолго до выборов, в ходе голосования и непосредственно после подведения его итогов.

Общая динамика

После замера, проведенного в августе, из списка зарегистрированных кандидатов, в числе которых были 94 политика, выбыли четыре: Сергей Сокол, Владимир Стебаков, Владислав Вакаев, Елена Хрусталева.

По ключевым срезам показатели кандидатов за последний месяц остались на тех же уровнях. На протяжении последнего месяца перед выборами политтехнологи в большей степени уделяли внимание агитации в СМИ, чем развитию социальных сетей.

Тем не менее, некоторые кандидаты показали заметную динамику — например, аудитория С. Собянина в Telegram за месяц увеличилась на 20 тысяч подписчиков. 

По сравнению с июнем 2023 года, наибольший прирост аудитории наблюдается у Telegram-каналов С. Цивилева (+25 тыс.), С. Собянина (+23 тыс.), В. Даванкова (+19 тыс.). Во «ВКонтакте» наибольший рост заметен на странице В. Хоценко (+38 тыс.). В «Одноклассниках» у В. Хоценко также наибольшие показатели (+8 тыс.).

Завершение гонки: кристаллизация смыслов

В заключительной трети предвыборных кампаний повестка, транслируемая кандидатами в Telegram, не претерпела фундаментальных изменений. Динамику можно охарактеризовать как кристаллизация смыслов, закрепленных месяц назад.

Многие устойчивые доминанты стали встречаться чаще. Так, слово «житель» упоминалось в 2 раза чаще, «школа» — почти в 3, «детский сад» — почти в 4. Кандидаты по мере приближения к ЕДГ закрепляли фокус на социальной поддержке.

По сравнению с прошлым замером также стали чаще упоминаться президент России и СВО. 

Облака слов
Infogram

Сохранение уникального стиля

Мы подробно проанализировали динамику изменений для топ-5 наиболее популярных Telegram-каналов кандидатов.

Сергей Собянин и Андрей Воробьев сохраняют фокус на поддержке школ, детских садов и площадок, здравоохранения.

Риторика Владислава Даванкова осталась прежней, однако в августе-сентябре кандидат чаще стал обращаться к теме транспорта в городе (например, в контексте обсуждения запрета электросамокатов).

Михаил Котюков сохраняет фокус на социальной поддержке и здравоохранении, при этом чаще упоминая экономическую сферу и федеральные инициативы. 

Дмитрий Гусев в августе-сентябре более активно начал писать о непосредственно сентябрьских выборах и СВО.

Топ-5 кандидатов
Infogram

Индивидуальные облака демонстрируют сохранение фокуса на партийном измерении и сферах, которым кандидат уделяет внимание в первую очередь. 

Индивидуальные облака
Infogram

Победная риторика

Мы также отдельно провели частотный анализ риторики 10 кандидатов, набравших на региональных выборах 2023 года наибольшее количество голосов. Представленные результаты потенциально могут быть основанием для гипотез относительно эффективности отдельных смыслов.

Основные доминанты остаются теми же, что и на общем облаке, — «житель», «школа», «развитие». Победившие кандидаты делали упор на социальную поддержку.

Тема СВО в риторике победивших кандидатов более заметна, чем на общем облаке. Она остаётся актуальной и чувствительной для россиян. Обращение к ней повышает ценность кандидата в глазах электората.

Помимо фокуса на региональных инициативах, победившие кандидаты активно делали ставку на связи местной власти с федеральным центром — это выражается в частом упоминании президента, национальных проектов, федеральных программ. Наконец, для победивших кандидатов свойственен риторический акцент на планировании — в облаке часто встречаются слова «план», «программа», «планировать». Выстраивание четко обозначенной траектории развития положительно воспринимается электоратом.

Победная риторика
Infogram

Выводы

Расширение смыслов. В последнюю треть кампании динамика роста соцсетей кандидатов, а также их внимание к агитации в Cети незначительно снизилась. В первую очередь это объясняется стартом агитационной кампанией в СМИ и работой с электоратом в офлайн режиме.

Стабильность смыслов. Повестка, сформированная кандидатами к июлю 2023 года, была сохранена, внимание на ее ключевых положениях (например, поддержка в социальной сфере) было усилено. С одной стороны, это свидетельствует об общей стабильности политпроцесса, кандидатам не пришлось разворачивать свои агитационные машины. С другой — сигнализирует о наличии доминирующего подхода консервативной кампании.

Подкрепление смыслов. Анализ продемонстрировал, что кандидаты, набравшие наибольшие проценты голосов, активнее других упоминали президента, федеральные проекты и в целом федеральную повестку.

Теги: выборы, губернаторы, соцсети

Другие материалы раздела