Выводы и оценки
В мире сохраняется тренд на ужесточение ответственности за участие в попытках иностранного вмешательства.
14 ноября в Новой Зеландии в Парламент был внесен законопроект о поправках в уголовное законодательство страны для противодействия иностранному
вмешательству.
Законопроектом предлагается введение новых составов преступлений, связанных с вмешательством. При этом за данные преступления предполагается максимальное наказание вплоть до 14 лет тюремного заключения.
Как отмечается в законопроекте, вмешательство может принимать различные формы, включая попытки влиять на процесс принятия государственных решений и избирательные процессы. В документе подчеркивается, что «иностранное вмешательство из любого источника недопустимо», а само вмешательство выступает «угрозой национальной безопасности, имеющей далеко идущие последствия для суверенитета, безопасности, экономики и демократии, а также для безопасности людей в Новой Зеландии».
Венгрия продолжает курс на пресечение деятельности спонсируемых из-за рубежа НПО, которые угрожают суверенитету страны.
15 ноября Конституционный суд Венгрии отклонил иск ряда финансируемых из-за рубежа НПО, которые пытались оспорить конституционность закона о
защите суверенитета Венгрии.
В Управлении по защите суверенитета Венгрии, созданном в рамках данного закона, отметили, что «продолжат защищать конституционную идентичность Венгрии и действовать против тех, кто пытается её подорвать».
В России продолжается развитие механизмов по контролю за деятельностью лиц под иностранным влиянием.
14 ноября В Госдуму был внесен законопроект о рублевых спецсчетах для
иноагентов. В рамках законопроекта предлагается ввести особый порядок в отношении вознаграждений и иных платежей, причитающихся иностранным агентам от использования результатов интеллектуальной деятельности и брендов.
Законопроектом предлагается любые доходы от творческой деятельности зачислять на специальный рублёвый счёт, открытие которого станет обязательным для иноагентов. Если иноагент не откроет спецсчёт самостоятельно, то это будет обязан сделать тот, кто перечисляет ему гонорары. Распоряжаться денежными средствами со спецсчёта иноагенты смогут только после отмены статуса иноагента.
Действия органов власти по защите суверенитета
• 14.11 В Госдуму был внесен
законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Законопроектом предлагается ввести особый порядок в отношении вознаграждений и иных платежей, причитающихся иностранному агенту в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
Иностранный агент будет обязан открыть специальный счет, на который будут зачисляться указанные авторские отчисления. В случае неисполнения иностранным агентом его обязанности по открытию специального счета его открывает лицо, перечисляющее соответствующие вознаграждения иностранному агенту.
Согласно законопроекту, списание денежных средств со специального счета по обязательствам иностранного агента допускается по решению суда о взыскании этих денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также в тех случаях, которые установлены Правительством РФ.
Для распоряжения средствами со специального счета необходимо исключение иностранного агента из реестра иностранных агентов.
• 14.11 Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции поддержал к рассмотрению во втором чтении
законопроект № 155863-8 «О частной охранной деятельности (в части совершенствования нормативно-правового регулирования частной охранной деятельности в Российской Федерации)».
В соответствии с законопроектом иноагенты не смогут внести средства в уставный капитал частной охранной организации. Также предполагается, что иностранным гражданам будет разрешено осуществлять детективную деятельность в России только при заключении соответствующих международных договоров.
• 13.11 В Минсельхозе России разработали проект постановления правительства, которое устанавливает критерии для
агроагрегаторов.
Как следует из документа, агроагрегатор не должен быть иностранным юрлицом, в том числе местом его регистрации не может быть офшорная территория. Доля прямого или косвенного участия офшорных компаний в агроагрегаторе не должна превышать 25%. Также агроагрегатор не должен находиться в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых есть сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, не должен быть внесен в реестр иноагентов.
Действия по исполнению
• 15.11 В соответствии с распоряжениями Минюста России в реестр иностранных агентов
включены В.В. Афанасьева и М.И. Ториев.
В.В. Афанасьева распространяла недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, а также недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа Вооруженных Сил Российской Федерации. Выступала против специальной военной операции на Украине. Принимала участие в распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов.
М.И. Ториев принимал участие в создании для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранного агента. Распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, а также недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа Вооруженных Сил Российской Федерации. Выступал против специальной военной операции на Украине. Проживает за пределами Российской Федерации.
• 14.11 Министерство юстиции РФ внесло «Международную ассоциацию интеллектуальных игр» (Internationale Assoziation für Intellektuelle Spiele (IAIS)) и «Организацию молодых президентов» (Young Presidents Organization (YPO)) в перечень международных НПО, чья деятельность признана
нежелательной в России.
• 13.11 Новосибирский горсовет лишил депутатских полномочий
признанных иноагентами Светлану Каверзину и Антона Картавина. За решение о лишении полномочий проголосовало 39 депутатов из 41, зарегистрировавшихся на сессии.
• 13.11 Постановлением Таганского районного суда города Москвы Сергей Гуриев (внесен в реестр иноагентов) признан
виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ (Нарушение порядка деятельности иностранного агента). Суд назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 тыс. рублей.
Попытки иностранного вмешательства
• 14.11 Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) опубликовала
декларацию «Парламентская Ассамблея должна поддерживать российскую демократическую оппозицию».
В декларации говорится, что «Ассамблея приняла решение взаимодействовать с российской демократической оппозицией». В качестве представителей «демократической оппозиции» в документе фигурирует ряд лиц, включенных в список иноагентов и постоянно проживающих за рубежом.
Поддержка проживающих в Европе представителей российской антисистемной оппозиции названа в документе «стратегическим императивом».
Зарубежные практики
• 15.11 Конституционный суд Венгрии отклонил иск организаций, финансируемых из-за рубежа, попытавшихся оспорить конституционность закона о защите суверенитета Венгрии, в рамках которого, в частности, было
создано Управление по защите суверенитета.
В Управлении по защите суверенитета Венгрии заявили, что «ожидают, что эти организации принесут извинения [...], а в будущем будут полностью соблюдать венгерские законы и выполнять свои обязательства».
В Управлении также заявили, что продолжат «защищать конституционную идентичность Венгрии и будут действовать против тех, кто пытается её подорвать».
• 14.11 Министр юстиции Новой Зеландии Пол Голдсмит внес в Парламент законопроект о
поправках в уголовное законодательство страны для противодействия иностранному вмешательству (The Crimes (Countering Foreign Interference) Amendment Bill).
Иностранное вмешательство определяется в законопроекте как «действие иностранного государства, часто осуществляемое через посредника, направленное на подрыв национальных интересов Новой Зеландии скрытыми, вводящими в заблуждение, коррупционными или принудительными средствами».
В документе отмечается, что «многие существующие [в законодательстве] преступления охватывают действия, которые могут нанести ущерб интересам Новой Зеландии. К ним относятся преступления, связанные с шантажом, угрожающим поведением и неправомерным использованием компьютерных систем.
Однако ни один из этих общих составов преступлений не учитывает целенаправленно действия иностранных государственных структур, которые подрывают основные интересы Новой Зеландии, и тех, кто их поддерживает. Без этого обновления уголовного законодательства существующие пробелы и ограничения будут использоваться, вероятно, все чаще».
Законопроект, в частности:
Предполагает введение в Закон о преступлениях 1961 года следующих новых составов преступлений:
— преступление, связанное с иностранным вмешательством. Это преступление включает в себя совершение скрытых, вводящих в заблуждение, коррупционных или принудительных действий, которые предпринимаются в интересах иностранной державы или по ее поручению с целью умышленного (или по неосторожности) нанесения ущерба широкому кругу ключевых интересов Новой Зеландии, включая безопасность или оборону, проведение выборов, способность должностных лиц принимать решения и осуществление прав человека в Новой Зеландии;
— новый состав преступления, дополняющий преступление, связанное с иностранным вмешательством. Вменяется любому лицу, совершающему преступление, за которое грозит тюремное заключение, с целью умышленного (или по неосторожности) обеспечения выгоды для иностранной державы определенными способами;
— новые составы преступлений для устранения пробелов, связанных с уголовной ответственностью за шпионаж, государственную измену и подстрекательство к мятежу. Новые составы преступлений гарантируют, что при определенных условиях лицо, обязанное сохранять лояльность Суверену Новой Зеландии, может быть привлечено к ответственности в качестве соучастника преступления, если оно своими действиями или бездействием помогает другим лицам совершать в Новой Зеландии или за ее пределами действия, которые могут быть квалифицированы как государственная измена, подстрекательство к мятежу или шпионаж.
— Устанавливает обстоятельства, при которых лицо обязано сохранять верность Суверену Новой Зеландии в соответствии с Законом о преступлениях 1961 года. Это относится к небольшому числу преступлений, предусмотренных Законом о преступлениях 1961 года, включая шпионаж. Несмотря на то, что этот закон не является исчерпывающим сводом законов о лояльности, это обеспечит большую уверенность в судебном преследовании при предъявлении обвинений людям в совершении этих преступлений.
Усиливает ответственность за несанкционированное раскрытие государственной информации посредством:
— обеспечения того, чтобы существующие преступления, связанные с неправомерным распространением, хранением или копированием информации, распространялись на информацию, которой располагает расширенный перечень государственных органов;
— четкого указания на то, что обмен информацией о военной тактике, методах и процедурах является преступлением;
— обеспечение того, чтобы неправомерное распространение, хранение или копирование информации, которая была, но больше не находится в распоряжении одного из перечисленных государственных органов, расценивалось как преступление.
Прогноз. Календарь значимых событий
• 21.11 — Заседание Совета Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ
• 22.11 — Пятьдесят седьмое пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ
• 24.11 — Президентские выборы в Румынии
• 24.11 — Парламентские выборы в Гвинее-Бисау
• 24.11 — Второй тур президентских выборов в Уругвае
• 27.11 — Президентские и парламентские выборы в Намибии
• 29.11 — Парламентские выборы в Ирландии
• 30.11 — Парламентские выборы в Исландии
• 01.12 — Парламентские выборы в Румынии
• 05-06.12 — 31-е заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ
• 07.12 — Президентские и парламентские выборы в Гане
Теги: вмешательство
Эволюция, нормативы и дисфункции, перспективы развития