Мониторинг попыток иностранного вмешательства с 15 по 21 октября

от 22 октября 2024

Выводы и оценки

В Молдавии конституционный референдум и первый тур президентских выборов прошли на фоне сообщений о попытках вмешательства в голосование со стороны стран Запада.

Так, 21 октября официальный представитель МИД России Мария Захарова отметила, что «политики из стран-членов Евросоюза в ходе многочисленных визитов в Кишинев вели открытую агитацию в поддержку нынешнего молдавского руководства и его т.н. европейского проекта», а в СМИ уже появились сведения о «многочисленных нарушениях и фальсификациях со стороны властей, фактах организованного „подвоза“ избирателей на участки в странах Западной Европы».

В Венгрии фиксируются попытки вмешательства во внутренние дела страны со стороны структур Европейского союза.

20 октября госсекретарь по вопросам международных коммуникаций и связей в ведомстве премьер-министра Венгрии Золтан Ковач заявил, что на саммите Евросоюза в Брюсселе 17-18 октября были предприняты попытки вмешательства во внутреннюю политику страны. По оценки Ковача, предпринимаются попытки вмешательства в социальную, экономическую и фискальную политику Будапешта.

Ранее, 17 октября Управление по защите суверенитета Венгрии выступило с заявлением в связи с попытками вмешательства со стороны общеевропейских политических институтов. В заявлении, в частности, утверждается, что после выборов в Европейский парламент «в институциональной системе ЕС активизировались усилия, направленные против суверенитета государств-членов, особенно против конституционной идентичности Венгрии». Отмечается, что «некоторые лидеры ЕС действуют с очевидным намерением <...> — добиться политических изменений, которые, по их мнению, выгодны Венгрии, путем оказания на нее давления, внешнего влияния на венгерских избирателей и финансового шантажа».

Кроме того, 14 октября Управление по защите суверенитета Венгрии опубликовало отчет о расследовании влияния деятельности венгерского представительства Transparency International (TI)* на  суверенитет Венгрии . В документе отмечается, что организация «наносит реальный политический, экономический и социальный ущерб Венгрии своими непубличными отчетами в Европейскую комиссию, которые содержат дезинформацию, основанную на неполной информации, догадках и слухах или, в лучшем случае, на сообщениях средств массовой информации».

Государства продолжают разрабатывать законодательные решения в сфере противодействия попыткам вмешательства.

В Турции 18 октября Партия справедливости и развития внесла в Парламент проект судебной реформы, включающий в себя, в частности, меры по контролю над иностранными агентами. Законопроект предусматривает уголовное наказание для лиц, признанных виновными в действиях от имени иностранных государств или организаций с целью нанесения ущерба национальной безопасности или политическим интересам Турции.

Действия по исполнению

18.10 В соответствии с распоряжениями Минюста России в реестр иностранных агентов включены А.А. Барановский, А.А. Волна, С.В. Илюхин, Д.И. Константинов, М.В. Матвейченков, а также проект Ateo.

А.А. Барановский распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, а также недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа Вооруженных Сил Российской Федерации. Принимал участие в создании и распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов, выступал против специальной военной операции на Украине. Участвовал в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранным агентом, а также организацией, включенной в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации. Проживает за пределами Российской Федерации.

А.А. Волна принимал участие в создании и распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов, выступал против специальной военной операции на Украине. Распространял недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа Вооруженных Сил Российской Федерации. Проживает за пределами Российской Федерации.

С.В. Илюхин распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, принимал участие в создании и распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов. Участвовал в качестве корреспондента на информационных площадках, предоставляемых иностранным агентом.

Д.И. Константинов распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, а также недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа Вооруженных Сил Российской Федерации. Принимал участие в создании и распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов. Является участником организации, включенной в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации. Проживает за пределами Российской Федерации.

М.В. Матвейченков распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, выступал против специальной военной операции на Украине. Принимал участие в распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов. Является сотрудником организации, включенной в реестр иностранных агентов.

Проект Ateo принимал участие в распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов. Распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, а также недостоверную информацию об избирательной системе Российской Федерации. Создателями и владельцами проекта являются лица, проживающие за пределами Российской Федерации.

Зарубежные практики

• 18.10 Партия справедливости и развития внесла в Парламент Турции проект судебной реформы, включающий в себя, в частности, меры по контролю над иностранными агентами.

Законопроект предусматривает тюремное заключение сроком до семи лет для лиц, признанных виновными в действиях от имени иностранных государств или организаций с целью нанесения ущерба национальной безопасности или политическим интересам Турции. Законопроект расширяет сферу применения законов о шпионаже, охватывая преступления, выходящие за рамки публикации засекреченных документов и секретной информации.

• 16.10 Премьер-министр Канады Джастин Трюдо в ходе показаний в рамках Публичного расследования иностранного вмешательства в электоральные процессы и демократические институты заявил, что ряд парламентариев, бывших парламентариев и/или кандидатов в члены Консервативной партии Канады «были вовлечены в иностранное вмешательство, подвергаются высокому риску вмешательства или в отношении которых имеются четкие разведданные об иностранном вмешательстве».

Трюдо сообщил, что дал указание CSIS (Служба разведки и безопасности Канады) и другим лицам «попытаться проинформировать лидера Консервативной партии, чтобы он был предупрежден и вооружен, чтобы иметь возможность принимать решения, которые защищают целостность этой партии, ее членов, от действий, связанных с иностранным вмешательством».

• 14.10 Управление по защите суверенитета Венгрии опубликовало отчет о расследовании влияния деятельности венгерского представительства Transparency International (TI)* на  суверенитет Венгрии.

В отчете, в частности, сделаны следующие выводы:

— Обзор финансирования, деятельности и сети связей венгерского представительства Transparency International подтверждает, что организация осуществляет свою деятельность по оказанию политического давления в рамках глобальной лоббистской сети, которая существует уже более тридцати лет, и действует в интересах государств, стоящих за этой сетью.

— Венгерское представительство TI работает за счет финансирования зарубежных государств: более 80% деятельности организации финансируется из-за рубежа. Основными спонсорами являются государства — члены Всемирного банка, обладающие наибольшим правом голоса, Европейская комиссия, Фонд Джорджа Сороса «Открытое общество».

— Концепции «прозрачности» и «борьбы с коррупцией», которыми оперирует TI, используются для оказания влияния, основанного на дезинформации.

— Основным оружием TI является Индекс восприятия коррупции, который разрабатывается в штаб-квартире TI в Берлине и которым могут манипулировать организации, финансирующие TI и/или сотрудничающие с TI, а также сама TI. В докладе отмечается, что Индекс восприятия коррупции и его использование содержат все формальные элементы дезинформации и могут рассматриваться как дезинформация. Отчет доказывает, что методология расчета Индекса восприятия коррупции, ежегодно публикуемого TI, является манипулятивной, и TI пытается дискредитировать Венгрию и венгерские органы государственного управления, распространяя это исследование, замаскированное под научное. Организация наносит реальный политический, экономический и социальный ущерб Венгрии своими непубличными отчетами в Европейскую комиссию, которые содержат дезинформацию, основанную на неполной информации, догадках и слухах или, в лучшем случае, на сообщениях средств массовой информации.

— Венгерский офис TI проводит кампанию по дезинформации, чтобы повлиять на процессы принятия государственных и общественных решений с помощью так называемых непубличных отчетов, которые она ежегодно предоставляет Европейской комиссии. Методология этих отчетов остается скрытой от венгерского общества, в то время как основанная на ней кампания дезинформации пытается ограничить способность Венгрии защищать свои политические и экономические интересы на международной арене. Более того, непубличные отчеты, сопровождающие доклады о верховенстве права, могут повлиять на внутреннюю демократическую конкуренцию.

— TI отказалась сотрудничать в рамках расследования своей деятельности. На основе анализа информации и оценки выявленных связей Управление пришло к выводу, что деятельность организации не является прозрачной.

Прогноз. Календарь значимых событий

22-24.10 — XVI саммит БРИКС, (Казань, Россия)
26.10 — Выборы в Парламент Грузии
27.10 — Выборы в Парламент Болгарии
27.10 — Выборы в Парламент Литвы (2-й тур)
27.10 — Президентские выборы в Уругвае
27.10 — Выборы в Парламент Уругвая
27.10 — Выборы в Парламент Узбекистана
03.11 — Второй тур президентских выборов в Молдавии
05.11 — Президентские выборы в США
05.-07.11 — Встреча председателей парламентов стран «Группы двадцати»
07.-08.11 — Заседание Совета глав правительств СНГ; 4-й Евразийский конгресс
07.-08.11 — Саммит глав государств ЕС
09.-10.11 — Встреча министров иностранных дел Россия-Африка

* Деятельность организации признана нежелательной на территории РФ


Теги: вмешательство

Другие материалы раздела