Мониторинг попыток иностранного вмешательства за июнь 2023

от 30 июня 2023

27.06 Пленум Верховного Суда РФ принял постановление о практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав, в котором, в том числе, разъясняется вопрос участия в выборах иноагентов.

Если кандидат является иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, сведения об этом должны быть указаны в подписном листе после отчества кандидата либо после сведений о судимости при ее наличии, независимо от того, что подписной лист не имеет самостоятельных строк для внесения данных сведений. Иное заполнение подписного листа будет означать указание сведений не в полном объеме и повлечет признание подписей недействительными.

Также иноагенты не могут заниматься деятельностью, которая способствует или препятствует выдвижению кандидатов на выборах, включая их участие в качестве наблюдателя.

Также иноагенты не смогут быть доверенными лицами кандидатов и избирательных объединений.

22.06 Государственная Дума приняла в первом чтении пакет законопроектов, направленных на регулирование деятельности зарубежных неправительственных организаций.

Законопроектами закрепляется возможность участия физических и юрлиц в деятельности иностранной НПО на территории России исключительно после внесения данных о ее представительстве в реестр Минюста РФ и устанавливается административная ответственность за участие в деятельности НПО, не зарегистрированных в Минюсте России.

Кроме того, предусматривается введение уголовной ответственности в случае, если лицо привлекалось к административной ответственности за участие в деятельности таких НПО два раза в течение года или уже имеет судимость за аналогичное преступление, а также за организацию деятельности не зарегистрированных в России НПО — вплоть до трех лет лишения свободы.

21.06 Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект об усилении контроля за исполнением закона об иноагентах. Предлагается дополнить закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» запретом на получение иноагентами государственной имущественной поддержки.

Кроме того, новые нормы также предлагают закрепить за Минюстом полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства об иноагентах. Так, при поступлении информации о действиях, которые способствуют нарушению иноагентом российского законодательства, Минюст сможет вынести предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения (не менее месяца).

Законопроект также обязывает органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также должностных и физических лиц учитывать в своей деятельности ограничения, которые связаны со статусом иностранного агента.

Как отметил глава Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев, законопроект «возлагает на лиц, которые взаимодействуют с иноагентами, обязанность соблюдать предусмотренные законом ограничения (всего их 18), а не помогать их преодолевать».

21.06 Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект об административном штрафе до 300 тыс. рублей за невыполнение предписания Минюста России об устранении нарушений законодательства об иноагентах.

Штрафы за невыполнение в установленный срок законного предписания Минюста России об устранении нарушений законодательства об иноагентах предлагается установить в статье 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для граждан наказание составит до 50 тыс. рублей, для должностных лиц — до 100 тыс. рублей, для юридических лиц — до 300 тыс. рублей.

21.06 Был опубликован специальный доклад Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации «Об особенностях защиты государственного суверенитета России в 2022–2023 годах».

15.06 В Государственной Думе состоялось заседание Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России на тему «О государственном контроле за соблюдением законодательства об иностранных агентах».

Председатель Комиссии Василий Пискарев сообщил, что депутатами выявлен ряд пробелов в законодательстве об иноагентах. Так, различные информационные площадки и маркетплейсы размещают информацию об иностранных агентах и их продукции без соответствующей маркировки.

По словам Пискарева, «в настоящее время отсутствуют правовые механизмы пресечения подобной деятельности, позволяющей распространять информационные материалы иноагентов с нарушением требований законодательства. Очевидно, что этот пробел необходимо устранить». Пискарев уточнил, что законопроект, устраняющий правовой пробел, находится на рассмотрении Госдумы.

Полный текст доклада в версии PDF

Теги: вмешательство, суверенитет

Другие материалы раздела