Восприятие выборов в Мосгордуму в СМИ, соцсети и мессенджере. Выпуск № 10
ДЭГ и электронному голосованию отдают предпочтение большинство москвичей, что демонстрируют успешно проведенное тестовое голосование и опубликованные данные социологов. Информационные кампании по разъяснению особенностей новых процедур, которые фиксировались нами на протяжении всей кампании, оказали положительный эффект на информированность и доверие избирателей.
Общие выводы
Кандидаты ускоряются. За анализируемый период на всех площадках стало значительно больше сообщений, непосредственно связанных с кампаниями кандидатов. Ожидается усиление этого тренда в последнюю неделю перед стартом голосования.
Успешное тестирование. Прошедшее 23 августа тестирование показало стабильность работы всех систем, задействованных в проведении выборов. Ключевым аспектом стало тестирование новации в виде электронных терминалов на избирательных участках, которые также продемонстрировали корректную работу. Учитывая полученные в ходе тестирования результаты, высока вероятность того, что этот способ голосования окажется востребованным.
Предварительные итоги. В повестке растет число аналитических материалов, экспертных оценок и прогнозов социологов относительно выборов. В целом, доминируют нейтрально-позитивные оценки. В фокусе внимания экспертного сообщества — электронные способы голосования (ДЭГ и голосование с помощью терминалов на участках).
СМИ
Три из пяти ключевых инфоповодов в повестке так или иначе связаны с ДЭГ. Главным событием стало успешное тестирование всех систем. Также значительное внимание привлекли результаты опроса Russian Field, согласно которым 61% опрошенных, собирающихся принять участие в выборах, планируют сделать это при помощи ДЭГ. Кроме того, в СМИ появились конкретные инструкции и информационные материалы о том, как можно проголосовать на выборах в Москве, в том числе дистанционно.
Голосование остается в центре повестки: способы, нюансы, порядок голосования.
Тестирование систем голосования снова оказало определяющее влияние на рейтинг субъектов. Как и неделей ранее, когда велась подготовка к тестированию, первое место занял руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве в 2024 году В.Ковалев, на втором — председатель Мосгоризбиркома О.Кириллова. Третье место занимает кандидат от «Единой России» С.Орлов. (Из топа исключены эксперты, комментарии которых получили широкое распространение в СМИ за анализируемый период. Это сделано с целью недопущения искажения представлений о ключевых субъектах кампании).
Повестка СМИ остается нейтральной, явные негативные инфоповоды отсутствуют.
За анализируемый период зафиксировано рекордное число сообщений, что является нормальным, учитывая ускорение субъектов, задействованных в выборах, в финальные недели кампании.
«ВКонтакте»
Во «ВКонтакте» также наблюдается доминирование темы ДЭГ, однако при этом отмечается активизация кампаний кандидатов, которые стали проводить больше мероприятий и встреч с избирателями.
Тематический спектры повестки «ВКонтакте» вокруг выборов шире, сразу несколько разных тем — в центре внимания.
Наиболее упоминаемыми субъектами являются кандидаты или же, как в случае с В.Даванковым, политики, принявшие участие в акциях, организаторами которых стали кандидаты на выборах в МГД.
Тональность повестки «ВКонтакте» стала значительно более нейтральной. Доля позитивных сообщений сократилась с 25 до 9,2 п.п.
Активность во «ВКонтакте» по сравнению с предыдущими неделями резко выросла, однако в целом соцсеть сильно отстает от СМИ и Telegram.
Telegram
Дискуссия вокруг ДЭГ в Telegram усиливается. Наблюдается активизация информационных кампаний представителей антисистемной оппозиции против этого способа голосования. Также заметными стали экспертные форматы с обсуждением хода кампании, которые прошли за анализируемый период.
Центральное место в повестке занимают кандидаты и сама процедура голосования.
Первое место в рейтинге субъектов занял С.Собянин, что также связано с активизацией информационных кампаний оппозиции, которые в своих сообщениях стремятся перенести часть критики на мэра столицы.
Тональность сообщений в Telegram становится более негативной, рост более 1 п.п. При этом резко сократилась доля позитива с 13,5 до 7,4%.
Число сообщений в Telegram о выборах в МГД растет, высока вероятность сохранения данного тренда.
Партии
В связи с ростом общего числа упоминаний выборов на всех площадках заметно увеличилась упоминаемость партий. Наибольшая конкуренция наблюдается в СМИ и Telegram.
Объемы выборки:
Общий объем постов в Telegram — 2326 поста. Применен фильтр на количество просмотров (1 тыс.), итог — 449. «ВКонтакте» — 970 постов. Применен фильтр на 1 тыс. просмотров и тематический отсев, итог — 152 поста.
СМИ — 3973 сообщений, после дополнительного тематического отсева — 1945.
Теги: выборы, Мосгордума, Москва