Матрица мирной сделки

от 31 января 2025

Базовые параметры для анализа переговоров об урегулировании конфликта между Россией и Украиной

Выводы и прогнозы

Высокий уровень поляризации затрудняет поиск точек пересечения интересов. Занимаемые сторонами конфликта стартовые (минимальные) позиции, а также декларируемые условия для начала переговоров зачастую являются взаимоисключающими. По большинству из треков противостояние обладает признаками конфликта с нулевой суммой, что радикально затрудняет не только инициирование переговорного процесса, но также будет оказывать негативное воздействие в ходе переговоров, повышая риск их срыва или затягивания.

Ускорение динамики конфликта ведет к регулярной ребалансировке переговорных опций. Рост темпов продвижения ВС РФ по широкой линии фронта, а также растущая ресурсная неопределенность из-за решений команды Д.Трампа о пересмотре устоявшихся подходов к украинскому кризису способствуют появлению новых вариантов решения по каждому из треков. Зафиксированные на данный момент опции могут быстро потерять свою актуальность из-за изменения ситуации на земле.

Оторванность Украины от ситуации на земле усиливает разрыв в позициях сторон. Анализ декларируемых сторонами конфликта целей с привязкой к актуальному положению на фронте, в экономике и других сферах показывает, что требования Киева являются значительно менее реалистичными в сравнении с требованиями Москвы. Это провоцирует все большее раздражение не только российской стороны, но и представителей проукраинской коалиции, которые все чаще посылают сигналы относительно необходимости пересмотра базовых переговорных условий со стороны Украины.

Юридические гарантии выполнения достигнутых договоренностей являются наиболее сложной частью переговорного процесса. Несмотря на то, что разрывы по всем переговорным трекам являются внушительными, именно вопросы надежных гарантий рискуют стать наиболее неопределенными. Ни у одной из сторон конфликта до сих пор нет четко артикулированной формулы гарантий, которая бы их устроила. Поиск этого решения во время переговорного процесса может стать значительным фактором риска.

Личностный фактор играет значимую роль. Следствием сложностей, связанных с обеспечением юридических гарантий, является обострение противоречий на уровне субъектов. Кризис легальности и легитимности В.Зеленского продуцирует дополнительные юридические риски. Кроме того, Зеленский и его окружение перегружены взятыми на себя нереалистичными обещаниями, описанными выше, что также увеличивает вес проблемы личностного фактора в переговорном процессе.

Условия переговоров: предметная дискуссия

Вступление в должность нового президента США Д.Трампа способствовало переводу обсуждения мирного урегулирования российско-украинского конфликта в новую стадию — предметного торга. И сам Трамп, и представители его команды озвучивают первые предметные сигналы о том, какими могут быть условия переговоров, и в какие сроки могут быть достигнуты договоренности.

Российская сторона, считающая необходимым договариваться об урегулировании украинского кризиса именно с США, воспринимает эти сигналы и также актуализирует базовые позиции, с которыми Москва готова начинать, продолжить, а затем и довести до логического завершения переговорный процесс.

На этой стадии принципиально важными становятся конкретные условия будущего соглашения. О чем будут договариваться стороны. Какие стартовые условия у них есть. И где они могут найти точки соприкосновения.

За почти что три года острой фазы конфликта лидеры стран, прямо или косвенно участвующих в данном противостоянии, озвучивали разные условия и требования, которые должны быть соблюдены для заключения мирного договора. Все это создает широкое пространство для взаимного торга, а также увеличивает количество возможных сценариев и комбинаций условий мирного процесса.

Для формирования спектра возможных конфигураций итогового мирного соглашения зафиксированы позиции сторон, которые озвучивались официальными лицами. Кроме того, проанализированы скрытые сигналы, которые транслировались сторонами конфликта под видом «утечек» и «инсайдов». 

Выделено 15 ключевых треков, по которым ожидается наиболее острая дискуссия. Всего их можно подразделить на пять блоков:

Военный. Демилитаризованная зона, численность и состав украинской армии, поставки вооружений на Украину.

Стратегический. Нейтральный статус Украины, евроинтеграция, гарантии безопасности.

Политический. Границы и признание территорий, украинский политический процесс, выборы и реформы.

Экономический. Вопросы компенсаций, санкции, энергетический комплекс.

Юридический. Нормативные гарантии исполнения Украиной взятых на себя обязательств на случай смены власти в стране. Таймлайны исполнения обязательств и архитектура сдержек от срыва сроков.

За пределы данных треков вынесены вопросы архитектуры глобальной безопасности. Однако тот факт, что украинский кризис является частью более крупной конфликтной линии «Россия-Запад», в ходе переговорного процесса могут затрагиваться вопросы, напрямую с украинским кейсом не связанные. 

Кроме того, намеченные линии соприкосновения между Россией и Западом в ходе переговоров могут послужить основой для дальнейшего диалога по вопросам глобальной безопасности как в Европе, так и в мире.

Для каждого трека сформулированы три наиболее важных вопроса, которые раскрывают его содержание.

Переговорные треки

ТРЕК КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
                                                                           ВОЕННЫЙ БЛОК
1 Контроль над границей и наличие демилитаризованной зоны  — Какие субъекты и в каком виде будут осуществлять контроль над границей?
 — Кто будет отвечать за их безопасность?
 — Какая ответственность наступит за нарушения?
2 Украинская армия  — Будут ли утверждены численные или иные ограничения на функционирование ВСУ?
 — Каков объем этих ограничений и механизм их соблюдения?
 — Кто будет осуществлять внешний контроль за введенными ограничениями?
3 Поставки вооружений на Украину  — Какие ограничения на поставки летального и нелетального вооружения будут введены?
 — Какие ограничения будут введены на украинский ВПК?
 — Допустим ли будет транзит военных технологий на Украину?
                                                                      СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БЛОК
4 Статус Украины в НАТО
и военные союзы
 — Какой статус Украины по отношению к военным союзам будет закреплен?
 — Как именно будет закреплен и оформлен новый статус?
 — Какими будут гарантии сохранения закрепленного статуса в долгосрочной перспективе?
5 Статус Украины в ЕС  — Согласятся ли участники переговоров на евроинтеграцию Украины?
 — Какие временные рамки будут закреплены для евроинтеграции?
 — Будут ли защищены интересы различных групп в рамках евроинтеграции?
6 Обязательства Запада и гарантии безопасности  — Какие взаимные гарантии безопасности дадут участники переговорного процесса друг другу?
 — Как будут нормативно закреплены гарантии безопасности?
 — Станет ли переговорный процесс по урегулированию конфликта на Украины частью или началом более широкого трека – обсуждения вопросов архитектуры глобальной безопасности?
                                                                         ПОЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК
7 Статус территорий  — С какими формулировками будет закреплен новый статус территорий: «линия разграничения» или «новые государственные границы?
 — Какой формат признания территорий утвердят участники переговоров?
 — Какие гарантии территориальной целостности будут даны и невозврата к этим вопросам?
8 Идеологический контур  — Какие гарантии получат различные меньшинства, проживающие на Украине?
 — Какие компенсаторные механизмы будут утверждены?
 — Какой может быть форма внешнего контроля за соблюдением обязательств?
9 Послевоенное политическое устройство Украины  — Как будет урегулирован вопрос масштабных политических репрессий на Украине?
 — Будут ли реабилитированы репрессированные?
 — Какие гарантии допуска к политическому процессу дадут действующие власти страны?
10 Политические обязательства Украины  — Что действующие власти Украины обязуются реализовать во внутриполитическом контуре после завершения конфликта: выборы, реформы?
 — В какие сроки будут реализованы взятые обязательства?
 — Какие гарантии будут закреплены для обеспечения демократического характера процессов?
                                                                               ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК
11 Компенсации  — Кто из сторон конфликта будет финансировать восстановление территорий?
 — Какие варианты компенсаций будут закреплены в соглашении?
 — Какой механизм платежей согласуют стороны конфликта?
12 Санкции
 — Какие санкции будут сняты, когда и в каком порядке?
 — Будет ли инициирован широкий процесс снятия санкций или же они останутся исключительно в рамках мирного соглашения?
 — Какие гарантии получит Россия по вопросам невведения санкций?
13 Энергетика  — Даст ли Украина гарантии энергетической безопасности Европе посредством взятия
на себя обязательств по транспортировке российских энергоресурсов в страны ЕС, которые в этом нуждаются?
 — Какими станут условия
выполнения взятых Украиной обязательств?
 — В какие сроки удастся реализовать проекты по данному направлению.
                                                                       ЮРИДИЧЕСКИЙ БЛОК
14 Юридические формулировки
и оценки
 — С какими формулировками будет подписано итоговое соглашение?
 — Какие оценки будут расставлены по ключевым вопросам причинно-следственных связей конфликта?
 — Будут ли утвержденные формулировки использованы в реализации политики стран или останутся исключительно в соглашении?
15 Гарантии исполнения соглашения  — Какие гарантии исполнения достигнутых договоренностей будут закреплены в соглашении?
 — Какая ответственность будет наступать в случае их срыва?
 — Кто будет осуществлять контроль за исполнением?

Для каждого трека определены пять возможных вариантов урегулирования. Все варианты по каждому треку проранжированы от 1 до 5, где 1 — наименее выгодный для России исход, 3 — усредненный вариант, а 5 — наиболее выгодный для России. 

Итоговая конфигурация этих вариантов и их баланс определят общий характер и качество потенциального соглашения. 

Важно, что полярные значения по каждому из треков намеренно зафиксированы в наиболее экстремальных значениях, чтобы определить предельные запросы каждой из сторон конфликта. Определение крайних значений на оси позволяет определить примерный центр, а также сформировать пространство для игры на каждом из полюсов трека.

Это не означает, что озвученные требования одной из сторон по какому-то треку являются реалистичными или достижимыми, однако это радикальное требование может выступать в качестве стартовой переговорной точки, от которой эта сторона будет отталкиваться в своем стремлении к компромиссу. 

Например, для всех участников переговорного процесса очевидно, что требования Украины в рамках трека «Статус территорий» вернуться к границам 1991 года являются нереалистичными и нереализуемыми. Однако украинская сторона все равно будет использовать эту точку как стартовую точку, чтобы сделать для себя территориальный компромисс более приемлемым. 

Такой подход позволяет максимально расширить фокус внимания и не упустить потенциальные линии аргументации сторон конфликта.




Доклад доступен в формате PDF

Теги: Россия, Украина

Другие материалы раздела