Как на Украине могут пройти выборы.
Тема проведения выборов на Украине становится неотъемлемой частью повестки президента Зеленского, который вынужден отвечать на усиливающееся давление западных партнеров, требующих проведения соответствующих процедур. Учитывая, что менее чем за три месяца позиция властей Украины сменилась с «проведение выборов в военное время невозможно» до «провести выборы будет сложно, но возможно», высока вероятность того, что к 2024 году Запад окончательно продавит Зеленского. В связи с этим представляется важным проанализировать то, какие сценарии проведения выборов на Украине являются наиболее вероятными, с какими рисками столкнутся власти Украины, и как электоральные процедуры отразятся на внутриполитическом процессе Украины и, как следствие, — на ходе боевых действий.
Выборы на экспорт
В случае проведения выборов, организовываться они будут не для граждан Украины, а в первую очередь для западных партнеров, которые вкладывают в демократические процедуры и правила игры куда большее значение, чем внутренний потребитель на Украине. На это указывает множество как прямых, так и косвенных факторов.
Отмена выборов в Верховную Раду Украины, которые по плану должны были состояться через две недели, 29 октября, не вызвали бурной реакции в украинском обществе. При этом все политические силы поддержали решение не проводить выборы.
Однако необъявление 30 июля выборов в Раду вызвало явное недовольство в США. Уже 24 августа сенатор США Грэм на встрече с Зеленским призвал Киев провести выборы в срок. Уже 27 августа Зеленскому пришлось допустить возможность проведения выборов на Украине с рядом условий: западное финансирование, разделение рисков в организации кампании. А уже 31 августа Зеленский де-факто выдвигает свою кандидатуру на президентские выборы.
Я не случайно акцентирую внимание на датах. Еще 30 июля Зеленский и основные политические акторы на Украине отвергают даже гипотетическую возможность проведения выборов, а уже 31 августа президент страны, в которой месяц назад выборы были невозможны, объявляет о своем участии в них. Причем делает это спустя три дня после публичного требования о проведении выборов со стороны США.
Последний, на первый взгляд стилистический, однако крайне важный фактор, доказывающий, что выборы на Украине будут проводиться на экспорт. Практически все заявления относительно выборов на Украине Зеленский сделал в интервью западным изданиям: RTP, Sky TG24, Digi24. Граждане Украины получают информацию в перепечатках из зарубежных изданий.
Предохранители Зеленского
Допущение возможности проведения выборов провоцирует необходимость создания предохранителей на случай, если по каким-то причинам они все-таки будут отложены. Сценарий отказа от выборов, несмотря на активизацию дискуссии, по-прежнему остается базовым. Объяснительные модели «почему выборы не были проведены» базируются на трех ключевых аспектах:
Финансирование. В самом первом комментарии Зеленский заявил о том, что выборы должны проводиться за счет средств стран Запада, и что власти Украины не станут выделять на них бюджетные деньги. Это потенциально наиболее слабый предохранитель, потому что, учитывая объемы выделяемой помощи, США смогут найти средства и на украинские выборы. Из этого следует, что этот аргумент нацелен в первую очередь на внутреннюю аудиторию, которая может быть возмущена расходованием средств не на социальные или военные нужды, а на проведение выборов.
Законы. Вторым важным предохранителем для Зеленского является аргумент, использованный для отмены выборов в Раду, — невозможность проведения голосования во время военного положения. В недавнем интервью Sky TG24 он уже заявил, что Рада должна принять соответствующие нормативные изменения. В случае чего, непроведение выборов можно будет списать на «нерасторопность Рады». Учитывая, что подавляющее большинство в Раде имеет партия Зеленского «Слуга народа», подобные действия будут бросать тень на самого президента. Однако возможны и нестандартные решения, например, невозможность набрать кворум из-за обострения боевых действий.
Безопасность. Предложение Зеленского направлять иностранных наблюдателей в окопы на передовую, озвученное им в самом начале дискуссии о проведении выборов, более не педалировалось, однако в случае необходимости аргументировать отказ от выборов вновь может быть вынесено на передний план.
Очередность важна
На сегодняшний день, пока нет окончательного решения о том, что выборы на Украине будут проведены, у Офиса президента на столе есть 6 базовых сценариев организации электорального процесса:
Варианты полного отказа от выборов, как и проведение одной из кампаний (президентской или парламентской) представляются наиболее простым для команды Зеленского, так как здесь нет развилок. При этом стоит отметить, что сценарий с проведением исключительно парламентских выборов представляется наиболее маловероятным, так как в этом не заинтересован ни Запад, ни Офис президента.
В случае принятия решения о проведении и парламентских, и президентских выборов ключевым вопросом становится очередность, в которую необходимо проводить выборы. В Раде с высокой долей вероятности примут такие поправки в закон о военном положении, который не обяжет сохранять предыдущий порядок кампании (сначала выборы в Раду, затем — президентские).
Таким образом, власти Украины могут провести сначала президентские выборы, а затем парламентские и наоборот, или же провести обе кампании одновременно с голосованием в один день.
Проведение сначала парламентских выборов выглядит как наименее вероятный сценарий из-за ослабления партии «Слуга народа», коррупционных скандалов, рисков выхода из-под контроля общественной дискуссии и давления неудовлетворительных результатов «партии президента» на рейтинг самого Зеленского.
Проведение сначала президентских выборов более привлекательно для команды Зеленского из-за сохраняющихся высоких рейтингов действующего президента и способности на позитивной волне сохранить большинство в Раде.
Последним, но наиболее вероятным сценарием с учетом актуальной конъюнктуры выглядит проведение парламентских и президентских выборов в один день. Этот вариант Офис президента может обосновать и экономией средств, и большей безопасностью, и вопросами удобства для граждан. В технологическом смысле этот сценарий также в наибольшей степени должен устраивать команду Зеленского, так как он позволит использовать президента в качестве электорального паровоза для «Слуги народа».
Таким образом, из шести сценариев, которые есть у Офиса президента, наиболее вероятными являются проведение только выборов президента или же проведение обеих кампаний в одно время.
Выборы без выбора
Из шести сценариев, которые есть у Офиса президента, наиболее вероятными являются проведение только выборов президента или же проведение обеих кампаний в одно время.
При этом, так как главная целевая аудитория и заказчик выборов на Украине — западные партнеры Киева, а не сами украинцы, упор будет делаться на стандарты Запада и соблюдение формальных процедур.
Готового решения нет. Офис Зеленского выторговывает максимально выгодные для себя условия. Вероятно, проведение выборов на новые пакеты военной помощи и дополнительное финансирование украинской экономики. Ключевыми в этом вопросе являются тайминги вероятной кампании. В случае проведения выборов в соответствии с законом, 31 марта 2024 года, Рада должна назначить дату голосования не позднее 22 декабря 2023 года. Несмотря на наличие в законе о президентских выборах четких таймлайнов, особенности украинского политического процесса могут подбросить новые сюрпризы. Ведь, как уже стало известно, от полного неприятия выборов до де-факто выдвижения своей кандидатуры на Украине достаточно одного месяца и строгого требования Запада.