Как главы регионов ведут информационную работу в соцсети.
С каждым днем в информационном поле появляется все больше фейков о коронавирусе: ложные данные о количестве заболевших и умерших, сообщения о якобы «вертолетных дезинфекциях» территорий, дезинформация относительно действий властей и мер поддержки граждан в период пандемии.
По данным «Медиалогии», только в соцсетях ежедневно фиксируется около 500 тыс. постов о коронавирусе, число комментариев, лайков и репостов исчисляется миллионами.
В условиях постоянного информационного шума и большого объема непроверенной информации особую важность приобретают официальные данные, поступающие от госструктур или чиновников, которые отвечают за публикуемые сведения.
Особое внимание граждане и СМИ обращают на реакцию глав регионов, которые отвечают за борьбу с пандемией на местах.
Центр политической конъюнктуры оценил активность губернаторов в Instagram* по теме коронавируса: сколько сообщений было ими опубликовано, какие темы поднимались, и какие форматы для публикаций используют губернаторы.
Ситуация с коронавирусом в России начала обостряться в апреле 2020 года, поэтому были проанализированы все посты губернаторов в Instagram*, опубликованные в период с 1 апреля по 18 мая. Instagram* был выбран, потому что в этой соцсети представлено больше всего глав регионов, на сегодняшний день аккаунты здесь имеют 71 губернатор (в материал не попал аккаунт Рамзана Кадырова по причине блокировки администрацией Instagram*).
Всего за этот период главы регионов опубликовали 5207 сообщений, из них 3286 прямо или косвенно касались темы коронавируса. Проанализировав полученные данные, мы составили рейтинг российских губернаторов по качеству информирования граждан о пандемии коронавируса.
Больше всего постов на эту тему опубликовали: Артур Парфенчиков (195), Владислав Шапша (166) и Владимир Владимиров (158). Меньше всего сообщений на коронавирусную тематику опубликовали: Виктор Томенко (9), Владимир Уйба (3), Алексей Цыденов (1).
Чтобы исключить фактор разной активности глав регионов в Instagram*, мы также выявили долю постов о коронавирусе в общей массе публикаций. Результаты анализа показали, что в аккаунтах всех губернаторов тема коронавируса занимает важное место: у 59 глав регионов посвятили этой теме свыше 50% всех своих публикаций за последние 1,5 месяца, а средняя доля публикаций о коронавирусе — 62%. Лидерами стали: Алексей Текслер (92,3%), Владимир Васильев (85,1%), Алексей Островский (85%), Евгений Куйвашев (84,7%), Сергей Собянин (83,6%)
Почти все губернаторы используют разные типы форматов, публикуя не только фотографии, но также инфографику, видеообращения и другие материалы.
В структуре постов глав регионов большую часть занимают сообщения с оперативными данными о коронавирусе в регионе, так или иначе эту тему затрагивают 44 губернатора, на втором месте по популярности — сообщения о медицинских объектах, которые строятся или уже функционируют на территории региона, на третьем — ответы на вопросы граждан, которые публикуются либо в текстовом, либо в видео формате.
Очевидно, что количество сообщений не означает их качество, поэтому в нашем рейтинге мы также отметили наиболее удачные примеры информационной работы по теме коронавируса в Instagram*.
Топ-3 примера инфографики и информационных сообщений:
Топ-3 примера видеообращений:
Основные выводы:
1. Активность.
— Плюсы. Подавляющее большинство губернаторов ведут активную информационную и агитационную работу по тематике борьбы с пандемией коронавируса и ее последствиями в Instagram*: публикуют статистику, объясняют принимаемые решения, сообщают о дополнительных мерах поддержки.
— Минусы. Некоторые главы регионов демонстрируют чрезмерную активность, публикуя в среднем по три поста в день, посвященных теме коронавируса. Следствием этого является бессодержательность некоторых публикаций.
2. Обратная связь
— Плюсы. В ходе анализа были выявлены примеры, когда губернаторы собирают наиболее популярные вопросы в комментариях к своим публикациям или же объявляют сбор вопросов под отдельным постом, и затем проводят прямой эфир или же записывают видеообращение с ответами.
— Минусы. Главы регионов практически не отвечают на сами комментарии под своими постами, что создает видимость полного отсутствия обратной связи.
3. Технический инструментарий
— Плюсы. Многие главы регионов используют в своих публикациях инфографику, которая повышает наглядность публикуемых данных Instagram* предназначен в первую очередь на получение графического, а не текстового контента, поэтому визуализация положительно сказывается на восприятии информации.
— Минусы. Такой подход, скорее, является исключением, далеко не все главы регионов используют этот инструмент. Кроме того, некоторые губернаторы публикуют инфографику, предназначенную для просмотра в большом разрешении, и в Instagram* она становится нечитаемой.
* Компания Meta признана в РФ экстремистской организацией. Facebook и Instagram запрещены в России.
Теги: регионы, губернаторы, Instagram, коронавирус
Эволюция, нормативы и дисфункции, перспективы развития