Активность в соцсетях кандидатов в главы регионов
Кандидаты на выборах высших должностных лиц стали чаще проводить прямые линии и использовать соцсети для информирования и обратной связи с жителями. С одной стороны, растущая медиаактивность связана с интенсивной работой федеральной власти с выборными регионами, активизацией внешних контактов. С другой — повестка СВО актуализирует запрос на «защиту» и требует дополнительного контроля и вовлеченности кандидатов в вопросы обеспечения безопасности.
Также, по сравнению с кампаниями 2023 года, значительно больше внимания привлекает работа кандидатов в статусе врио глав регионов. Во-первых, их количество с момента ЕДГ-2020 достигло рекордных девяти человек. Во-вторых, в связи со сложной спецификой субъектов — внутриэлитные конфликты в Хабаровском крае и Самарской области, прочные позиции КПРФ в Горном Алтае, приграничное к зоне СВО расположение Курской области — врио там ведут более интенсивные медийные кампании.
Кроме того, характер избирательного цикла ЕДГ-2024 во многом определяет подготовка партий к выборам в Госдуму-2026. Фиксируется активизация работы кандидатов на партийном треке — визиты лидеров парламентских партий в регионы, пиар партийных брендов призваны оживить реготделения политических сил и мобилизовать электорат в перспективе 2026 года.
В итоговом материале представлены результаты активности кандидатов в онлайн-пространстве на старте кампании и в процессе регистрации до старта агитационного периода в СМИ 12 августа.
Онлайн-присутствие кандидатов
По итогам регистрации из 147 выдвинутых кандидатов в выборах примут участие 96 человек. При этом, на момент проведения исследования, с дистанции сошли два самовыдвиженца в Забайкалье. Таким образом, в итоговом списке анализируемых кандидатов оказались 94 политика.
Наиболее популярными информационными ресурсами среди кандидатов являются «ВКонтакте» и Telegram. Это связано с их популярностью среди пользователей. По данным Mediascope, ими ежемесячно пользуются более 175 млн пользователей в России, именно поэтому мы сконцентрировали свое внимание на этих сервисах.
Среди зарегистрированных кандидатов в социальной сети «ВКонтакте» аккаунты есть у 78 политиков, Telegram-каналы ведет 41 человек. И «ВКонтакте», и Telegram одновременно используют 39 кандидатов. Только страница в ВК — у 37, канал в ТГ — у одного представителя «Коммунистов России» Ю. Логинова из Липецкой области.
У 16 политиков не зафиксировано ни одной соцсети, большинство из которых (3 кандидата) избираются в Калмыкии и Волгоградской области.
В партийном разрезе фиксируется доминирование «ВКонтакте» как основного канала коммуникации кандидатов с избирателями. У оппозиционных политических сил ВК значительно опережает Telegram по вовлеченности кандидатов. «Единая Россия» сохраняет баланс присутствия на онлайн-платформах, лишь действующий губернатор Волгоградской области А. Бочаров не представлен ни в ВК, ни в Telegram. Кроме того, в диаграмме не отражены соцсети главы Забайкалья, самовыдвиженца, поддержанного ЕР, А. Осипова.
Больше всего кандидатов, не имеющих аккаунтов ни в одной соцсети, — из КПРФ. Таковых насчитывается шесть человек. Публичная страница и канал в ВК и Telegram есть у четырех коммунистов, только в ВК — у шести политиков.
Либерал-демократы преимущественно представлены во «ВКонтакте» — только на этой площадке девять кандидатов ведут свои страницы или группы. В Telegram фиксируется канал у одного представителя ЛДПР. Одновременно на обеих платформах работают шесть партийцев. И двое не зарегистрированы ни в ВК, ни в Telegram.
Все кандидаты от СРЗП ведут аккаунты в соцсетях. Девять справедливороссов ведут активность только во «ВКонтакте», четверо из них имеют еще канал в Telegram.
У пяти представителей «Новых людей» есть и страница в ВК, и канал в Telegram. При этом три партийных кандидата освещают деятельность только в ВК. Двое отсутствуют на рассматриваемых онлайн-платформах.
Таким образом, в рамках региональных кампаний единороссы доминируют в соцсетях. КПРФ является наименее представленной партией в онлайн-сегменте. У СРЗП, напротив, все кандидаты имеют аккаунты во «ВКонтакте» и Telegram. ЛДПР и НЛ балансируют между платформами: лишь по два кандидата от каждой партии не представлены ни на одной площадке.
Завершение этапа регистрации: фиксация смыслов
По мере развития региональных кампаний повестка, транслируемая кандидатами в соцсетях, смещается от процедурных аспектов выборов к содержательным темам. Динамика стабильная, в центре внимания — вопросы социальной политики, о чем говорит частое упоминание слов «семья», «ребенок» и «дом».
Среди устойчивых доминант также выделяются «область», «регион» и «работа». Это свидетельствует о том, что кандидаты в большей мере сосредоточены на текущей рабочей повестке, а не на агитационных имиджевых мероприятиях.
Использование в публичной риторике выражений «новый», «программа», «вопрос» и «партия» подтверждают ставку кандидатов на обновление, системный подход и долгосрочное планирование развития регионов с привлечением партийных ресурсов.
Партийные повестки в соцсетях кандидатов
Мы проанализировали смысловые доминанты в соцсетях всех зарегистрированных кандидатов и для определения приоритетных стратегий продвижения смыслов партиями выбрали топ-5 наиболее популярных Telegram-каналов представителей ЕР, КПРФ, ЛДПР, СРЗП и «Новых людей» на выборах глав регионов.
«Единая Россия». Курская область. Алексей Смирнов (203 451 подписчик)
Местная повестка
Смысловые доминанты — «район», «село», «область», «регион», «работа».
Кандидаты в главы регионов от партии власти совершают поездки по муниципалитетам, проводят встречи с жителями малых населенных пунктов, обсуждают программы развития территорий. Они сконцентрированы на вопросах благоустройства, строительства социальных объектов и модернизации дорог.
КПРФ. Сахалинская область. Павел Ашихмин (232 подписчика)
Законотворческая повестка
Смысловые доминанты — «налог», «областной», «дума», «депутат».
Кандидаты от КПРФ, большинство из которых — действующие депутаты региональных парламентов, в качестве основной трибуны для предвыборных заявлений используют заксобрания. В фокусе их повестки — реформирование законодательства в части бюджетной, социальной политики.
ЛДПР. Липецкая область. Анатолий Емельянов (377 подписчиков)
Выборная повестка
Смысловые доминанты — «выборы», «депутат», «кандидат», «губернатор», «подпись», «фильтр».
Либерал-демократы на старте кампании и этапе регистрации преимущественно занимались организационными вопросами.
В соцсетях они в большей мере делились событиями, связанными с укомплектованием предвыборных штабов, подготовкой агитационных материалов и точечными дополнениями к повестке основных кандидатов.
СРЗП. Оренбургская область. Оксана Набатчикова (408 подписчиков)
Социальная повестка
Смысловые доминанты — «проблема», «семья», «дом», «житель», «ветеран».
Кандидаты от СРЗП делают акцент на продвижении инициатив в сфере социальной политики. Справедливороссы выступают за расширение мер соцподдержки многодетных семей, пенсионеров, ветеранов. Также в фокусе их внимания — проблемы ветхого и аварийного жилья.
«Новые люди». Хабаровский край. Роза Чемерис (10 163 подписчика)
Повестка обновления
Смысловые доминанты — «новый», «регион», «ребенок», «партия», «единый», «развитие».
Представители НЛ продвигают позитивную социальную повестку, в центре которой фигурируют тезисы обновления, развития и кооперации. Среди актуальных тем — поддержка молодёжных инициатив, городских проектов и МСП.
Выводы
Трансформация смыслов. По сравнению с кампаниями 2023 года, смысловые доминанты текущего избирательного цикла определяют возросшая интенсивность военных действий в зоне СВО и на приграничных территориях, усиление активности партий в преддверии выборов в Госдуму-2026 и увеличение выборных регионов с основными кандидатами в статусе врио глав субъектов (9 из 21).
Оформление и трансляция смыслов. Кандидаты делают ставку на социальную сеть «ВКонтакте» в расчете на получение оперативной обратной связи от электората. Привлекательность площадки объясняется меньшей анонимностью пользователей, возможностью поиска целевых групп и широкими инструментарием для продвижения контента.
Расширение и адаптация смыслов. По мере развития региональных кампаний повестка, транслируемая кандидатами в соцсетях, смещается от процедурных аспектов выборов к содержательным темам. Динамика стабильная, в центре внимания — вопросы социальной политики.
Сегментация смыслов. Партии используют различные стратегии продвижения смыслов для электората. ЕР преимущественно сконцентрирована на развитии местной повестки, КПРФ — законотворческой, ЛДПР — выборной, СРЗП — социальной, НЛ — повестки обновления. Это позволяет определить контуры, акценты и приоритеты работы парламентских партий в рамках электорального цикла ЕДГ-2024.
Данные собраны за период с 1.06.2024 по 6.08.2024
Теги: ЕДГ-2024