Создатели смыслов. Итоги

от 24 сентября 2024

Активность в соцсетях кандидатов в главы регионов

Выводы

Доминирование в повестке «социального заземления». Кампании ЕДГ-2024 характеризуются низким уровнем распространения и активности прямой и наглядной агитации. И основные, и оппозиционные кандидаты демонстрировали избирателям свою текущую работу с фокусированием на конкретных социальных вопросах. При этом, происходила адаптация под соответствующие регионы событий и дат федеральной повестки (новый учебный год, компенсации роста цен, подготовка к отопительному сезону и т.д.).

Смысловое разнообразие повестки власти при однообразии предложения от оппозиции. Анализ повестки показывает отсутствие у оппозиции собственных тематических полей, востребованных массовым избирателем. Оппозиционные кандидаты пытаются точечно встраиваться в повестку партии власти, не предлагая опережающих инициатив и часто игнорируя острые темы. Это ведет к постепенному ослаблению позиций КПРФ, ЛДПР, СРЗП и НЛ на фоне растущей поддержки кандидатов от «Единой России».

Кандидаты ставят на Telegram. Несмотря на возросшую тревожность пользователей мессенджера из-за ареста П.Дурова, российский политический Telegram остаётся главной площадкой для работы с повесткой в регионах. Преимущество относительно «ВКонтакте» обусловлено большей анонимностью и оперативностью получаемых новостей. Агитация в онлайн-пространстве приносит больше качественных реакций аудитории и постепенно вытесняет традиционные СМИ.


По итогам выборов высших должностных лиц, которые проходили с 6 по 8 сентября, можно выявить ключевые моменты и стратегии, использованные кандидатами в социальных сетях на завершающем этапе региональных кампаний. Определить, какие смыслы доминировали в повестке и какие из них помогли представителям парламентских партий добиться наиболее высоких результатов.

Перед стартом агитационного периода в СМИ 12 августа фиксировалась взаимосвязь растущей медиаактивности кандидатов с интенсивной работой федеральной власти с выборными регионами и актуализацией запроса на «защиту» в связи с вторжением и террористическими атаками ВСУ.

Отдельный блок исследования посвящен динамике партийных повесток, что представляется важным на фоне начавшейся подготовки политических сил к выборам в Госдуму-2026.

В итоговом материале представлены результаты анализа активности кандидатов в онлайн-пространстве незадолго до выборов, в ходе голосования и непосредственно после подведения итогов.


Общая динамика

После замера, проведенного в августе, список зарегистрированных кандидатов, в числе которых были 96 политиков, не претерпел изменений.

За последний месяц кандидаты улучшили показатели частоты генерации постов, просмотров и лайков во «ВКонтакте». При этом в части взвешенных охватов и реакций фиксируется отрицательная динамика. Также наблюдается незначительный отток подписчиков у трех кандидатов с наиболее популярными аккаунтами — Р. Хабирова, А. Беглова и А. Текслера. У остальных преимущественно сохраняются показатели, сопоставимые с этапом завершения регистрации.

В Telegram отмечается рост ключевых показателей кандидатов. Количество постов, просмотров и реакций в топ-3 аккаунтов увеличилось в среднем в 1,3 раза. Наиболее заметная динамика по приросту подписчиков — у А. Смирнова и И. Артамонова. Их аудитория за месяц выросла на 49,7 тысяч и 33,2 тысяч, соответственно.




Завершение гонки: «социальное заземление»

В заключительной трети предвыборных кампаний повестка, транслируемая кандидатами в Telegram, не претерпела фундаментальных изменений. Динамику можно охарактеризовать как кристаллизация смыслов, закрепленных месяц назад.

Многие устойчивые доминанты стали встречаться чаще. Так, слово «ребенок» упоминалось в 1,5 раза чаще, «поддержка» — в 2 раза, «житель» и «район» — практически в 3. Кандидаты по мере приближения к ЕДГ все больше концентрировались на вопросах социальной политики и поездках в муниципалитеты.

По сравнению с прошлым замером также стали чаще упоминаться смысловые доминанты «школа», «проект», «развитие», что связано с подготовкой к началу нового учебного года.

WC.png


Рабочая повестка вместо агитации

В рамках исследования была проанализирована динамика изменений для топ-5 наиболее популярных Telegram-каналов кандидатов.

Алексей Смирнов сместил фокус с рабочих поездок в муниципалитеты на проведение антикризисного менеджмента в связи с вторжением ВСУ на территорию Курской области.

Андрей Турчак сохраняет стабильную динамику в части интенсивности поездок по муниципалитетам и концентрируется на встречах с жителями и расширении мер социальной поддержки.

Риторика Вячеслава Федорищева осталась прежней, однако в августе-сентябре кандидат чаще обращался к темам благоустройства городских территорий и развития экономических программ.

Георгий Филимонов также сконцентрирован на вопросах благоустройства социальных объектов, при этом заметную часть его рабочей повестки продолжают занимать спортивные мероприятия.

Дмитрий Демешин усилил акцент на развитии Дальнего Востока, но в его риторике появились смысловые доминанты, связанные с реализацией национальных проектов и городских программ в промышленных центрах края.

Copy: WCs
Infogram

Индивидуальные облака демонстрируют сохранение фокуса на продвижении кандидатами партийных повесток, обозначенных в августе.

WCs_upd
Infogram


Партийный срез: многообразие в однообразии

Также была рассмотрена риторика пяти кандидатов, набравших на региональных выборах 2024 года наибольшее количество голосов среди своих однопартийцев. Полученные результаты могут быть представлены в контексте оценки эффективности продвижения конкретных партийных нарративов и смысловых доминант для электората.

«Единая Россия». Курганская область. Вадим Шумков (85,17%)

Благоустройство и выплаты

В центре внимания кандидата — социальная повестка. Последний месяц перед ЕДГ он преимущественно фокусировался на двух направлениях работы — ремонт и модернизация социальных объектов и расширение выплат отдельным категориям граждан. В рамках прошедшей кампании это характерно для большинства представителей партии власти, которые ограничились минимальным количеством агитационных мероприятий и были сосредоточены на вопросах обновления и строительства дорог, школ и жилых районов, а также занимались проработкой мер индексации пособий и льгот бюджетникам.

КПРФ. Вологодская область. Александр Морозов (19,3%)

Критика власти

Кандидат был наиболее активен по линии обсуждения вопросов роста цен. Он склонялся к критике экономических аспектов политики власти и предпринимал попытки сформировать проблемные темы, находящие отклик у аудитории. По сравнению с кандидатами-единороссами, здесь фиксируется политизация дискурса, чтобы сосредоточить внимание подписчиков на необходимости протестного голосования.

ЛДПР. Курская область. Алексей Томанов (11,8%) *Максим Яковлев из Санкт-Петербурга, набравший 18,8%, не имеет аккаунта в соцсетях

Сплочение и патриотизм

Кандидат продвигает федеральный партийный нарратив сплочения и патриотического консенсуса. В его риторике акценты расставлены на «помощи» фронту и прифронтовым территориям. Слова «плечо» и «победа» усиливают эмоциональную связь с контекстом СВО. При этом темы, обладающие выраженной региональной спецификой, практически не встречаются. Кроме того, представители ЛДПР чаще остальных используют доминанту «председатель», что подтверждает центральное положение лидера партии в их предвыборной повестке.

Новые люди. Сахалинская область. Роман Веденеев (7,4%)

Обновление и развитие

В фокусе внимания кандидата — позитивная социальная повестка обновления. Он сосредоточен на вопросах реализации программ городского развития и поддержки семей. Доминанты «каждый», «родной», «друг» указывают на формирование имиджа партии как социально ориентированной и близкой к людям организации. Ключевой нарратив НЛ об «обновлении власти» также сохраняется в рамках региональных кампаний 2024 года. Критики и давления на действующую власть не фиксируется.

СРЗП. Курская область. Геннадий Баев (6,7%)

Гуманитарная миссия и социальная поддержка

Повестка кандидата, аналогично ЛДПР, во многом сформирована установкой на патриотическое единение вокруг СВО. Партия наиболее активна на треке оказания гуманитарной помощи жителям прифронтовых регионов. В центре внимания — расширение социальных мер и гарантий поддержки пенсионеров и многодетных семей. Кроме того, кандидаты СРЗП пытаются вызвать эмпатию у избирателей через позиционирование «ваш» и «новый»: они одновременно охватывают повестки «близости к людям» и «альтернативы нынешним подходам».

Теги: выборы, регионы

Другие материалы раздела