Восприятие выборов в Мосгордуму в СМИ, соцсети и мессенджере. Выпуск № 12
Голосование и процесс подведения его итогов ожидаемо привлекли наибольшее внимание аудитории к выборам в Мосгордуму, что привело к рекордным показателям активности на всех анализируемых площадках. Несмотря на повышение интенсивности повестки, сама она остается гомогенной, а показатели тональности остаются в прежних значениях.
Общие выводы
Консервативный сценарий. Во время голосования и в период подведения предварительных итогов не было зафиксировано ярких скандалов, проблем или же нарушений. Показатели тональности публикаций остались в привычных коридорах значений.
ДЭГ в центре внимания. Тема дистанционного электронного голосования регулярно входила в топ-5 наших еженедельных мониторингов, данная практика сохранилась и теперь. Организаторы, кандидаты и эксперты обращали внимание на процедурные аспекты ДЭГ и показатели явки, повышению которой способствовала данная электоральная практика.
Провал оппозиции. Значительное место в повестке занимает тема провала системной оппозиции, а также провала информационной кампании по дискредитации ДЭГ, инициированной антисистемной оппозицией в Telegram. Результаты выборов продемонстрировали, что подавляющее большинство москвичей отдают предпочтение дистанционному электронному голосованию, которое в столице успело стать новой электоральной нормой.
СМИ
Журналисты фокусировали свое внимание на процессе голосования: сюжеты о ситуациях на участках, промежуточные итоги каждого дня голосования, комментарии представителей Мосгоризбиркома. Также значительное внимание в СМИ уделялось предпочтениям москвичей при выборе способа голосования.
Процедура голосования предопределила конфигурацию повестки не только в СМИ, но и на других площадках. Само голосование и все, что с ним связано — в центре внимания.
Топ субъектов по числу упоминаний СМИ снова возглавили лица, ответственные за организационные аспекты выборов. Первое место занял руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве в 2024 году В.Ковалев, второе — председатель Мосгоризбиркома О.Кириллова. Третье место занял мэр Москвы С.Собянин, так как широкое распространение получил его комментарий по итогам выборов, а также сыграло роль и то, что кандидаты от «Единой России», многие из которых победили, позиционировали себя как «команда мэра». В.Путин оказался в топ-5, так как журналисты обратили внимание на то, что президент проголосовал на выборах онлайн.
Тональность публикаций осталась в основном нейтральной, доля негативных сообщений практически не изменилась.
За анализируемый период зафиксирован абсолютный рекорд активности, что, с одной стороны, являлось прогнозируемым, а с другой, указывает на то, что остальная часть кампании прошла спокойно, без серьезных информационных всплесков.
«ВКонтакте»
Повестка «ВКонтакте» соотносится с повесткой СМИ, в топе тем — процедурные аспекты голосования и ДЭГ. Вместе с тем в соцсети наблюдается и явная персонификация — поздравления победителей.
Голосование — также в центре повестки, однако из-за персонифицированного характера публикаций слово «депутат» — вторая доминанта в публикациях.
Первое место в рейтинге субъектов занял С.Собянин из-за позиционирования кандидатов от «Единой России» как команды мэра. На втором месте В.Путин, так как в соцсети также распространились кадры того, как президент проголосовал на выборах в МГД. На третьем месте — руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве в 2024 году В.Ковалев.
Тональность повестки «ВКонтакте» по-прежнему наиболее позитивная в сравнении с другими площадками, однако на этой неделе наблюдается увеличение доли нейтральных сообщений.
Во «ВКонтакте» также фиксируются рекордные показатели активности.
Telegram
Повестка вокруг выборов в Telegram сильно отличается от повестки в СМИ и «ВКонтакте». В силу значительной представленности экспертов в мессенджере наблюдается доминирование оценок итогов выборов, а именно — поражения оппозиции.
Процедурные аспекты и итоги голосования — в центре внимания участников дискуссии о выборах в МГД.
Первые строчки в рейтинге упоминаемости субъектов как и неделей ранее занимают федеральные игроки. Этому способствовали и информационные кампании оппозиции, которая за счет этого пыталась привлечь дополнительное внимание к своим публикациям, и комментарии экспертов, которые в рамках анализа предварительных итогов выборов в МГД делали общие выводы и прогнозы на будущие кампании и относительно следующего этапа политического цикла.
Несмотря на то, что тональность повестки в Telegram остается наиболее критической, за анализируемый период не наблюдается всплеск негатива. Более того, доля негативных публикаций даже снизилась с 15,3 до 13,8 п.п.
Число публикаций о выборах в МГД в Telegram выросло. При этом в мессенджере наблюдается наиболее стабильный рост активности на протяжении всей финальной трети кампании.
Партии
Упоминаемость всех партий, чьи кандидаты принимали участие в выборах, выросла, так как при описании предварительных итогов о них писали в общем списке. При этом «Единая Россия» сохранила свою доминацию за счет успешного выступления своих кандидатов.
Объемы выборки
Общий объем постов в Telegram — 9562 поста. Применен фильтр на количество просмотров (1 тыс.), итог — 2078
«ВКонтакте» — 4953 постов. Применен фильтр на 1 тыс. просмотров и тематический отсев, итог — 652 поста.
СМИ — 12005 сообщений, после дополнительного тематического отсева — 10494.
Теги: выборы, Мосгордума, Москва