Восприятие выборов в Мосгордуму в СМИ, соцсети и мессенджере. Выпуск № 4
Электронное голосование остается одной из главных тем в повестке вокруг выборов в МГД. Доминируют инфоповоды, связанные с запуском сервиса проверки доступных способов голосования на портале mos.ru и увеличением числа терминалов для онлайн-голосования. Также значимой темой недели стали сообщения о процедуре регистрации кандидатов, которая завершилась 17 июля.
Общие выводы
Электронная инфраструктура развивается. Организаторы создают и анонсируют как software (программные — различные онлайн-сервисы), так и hardware (аппаратные — терминалы для электронного голосования) решения, которые, с одной стороны, работают на информированность избирателей о новом порядке голосования, с другой — повышают удобство и улучшают пользовательский опыт избирателей.
Кандидаты перед новым этапом. После завершения процедуры подачи документов и ожидания решений Мосгоризбиркома о регистрации часть кандидатов, особенно оппозиционных, взяли паузу для перенастройки своей кампании в зависимости от полученного решения. С этим связано снижение объема публикаций, связанных с выборами в МГД, на всех анализируемых площадках.
Теория малых дел в действии. В СМИ наблюдается активизация кампаний отдельных кандидатов за счет инфоповодов, непосредственно связанных с актуальными вопросами их избирательных округов: проблемы в сфере ЖКХ, развитие транспорта и открытие новых станций, комфортная городская среда и другие темы.
Оппозиция защищает подписи. Оппозиционные кандидаты в Telegram инициируют информационные кампании в свою поддержку. Они критикуют решения комиссий, которые выявили брак в собранных ими подписях. Это влияет как на тематический спектр, так и на количество упоминаний отдельных субъектов.
СМИ
Наибольшее внимание к теме электронного голосования зафиксировано в СМИ. Вероятно, на первом этапе информационная кампания сконцентрирована на крупных медиа с большой аудиторией.
Повестка также сфокусирована на вопросах электронного голосования и активности отдельных кандидатов.
Несколько инфоповодов связаны с непосредственной работой кандидатов в своих округах. Так, наиболее заметными стали новости о том, что «Н.Перфилова разбирается с затоплением столичного ЖК», «С.Орлов принял участие в открытии выставки „Москва без окраин. Орехово-Борисово“», «О.Артемьев обсудил строительство Бирюлевской линии метро».
Рейтинг упоминаемости субъектов в контексте выборов снова возглавляет С.Собянин. В публикациях отмечается, что ранее Собянин поддержал команду кандидатов «Единой России». Также в рейтинге присутствуют зарегистрированные кандидаты.
Доля негативных сообщений о выборах в Москве выросла (с 7.18 до 15.9 п.п.), что связано с недовольством части субъектов итогами регистрации кандидатов.
Количество упоминаний выборов после всплеска активности на прошлой неделе ожидаемо снизилось.
«ВКонтакте»
Во «ВКонтакте» повестка продолжает оставаться более персонифицированной. Главным инфоповодом, как и в случае с медиа является электронное голосование, однако далее на себя обращает внимание активность кандидатов.
Доминанты повестки также имеют пересечение с медиа.
Завершение процедуры регистрации кандидатов отразилось и на рейтинге субъектов.
Незначительный рост негатива отмечается и во «ВКонтакте», что также связано с недовольством части субъектов итогами этапа регистрации.
Динамика публикаций коррелирует с показателями упоминаемости темы выборов в СМИ.
Telegram
Повестка Telegram продолжает оставаться наиболее оппозиционной и конфликтной. Именно здесь в топе инфоповодов критика признания недействительными подписей в поддержку выдвижения оппозиционных кандидатов. Также наблюдается критика ДЭГ и призывы к сторонникам использовать бумажные бюллетени.
Фокус на отказах в регистрации части кандидатов отразился и на повестке.
Первое место в рейтинге упоминаемости субъектов занимает С.Собянин. Следом в рейтинге идут оппозиционные кандидаты, которых упоминают в связи с регистрацией или отказом в регистрации.
Примечательно, что тональность повестки, несмотря на доминирование потенциально негативных тем, практически не изменилась.
Активность в Telegram как и на других площадках снизилась.
Партии
«Единая Россия» сохраняет лидерство в СМИ и во «ВКонтакте». В Telegram отмечается высокая активность КПРФ и «Яблока».
Объемы выборки:
Общий объем постов в Telegram — 860 постов. Применен фильтр на количество просмотров (1 тыс.), итог — 236
«ВКонтакте» — 879 поста. Применен фильтр на 1 тыс. просмотров, итог — 103 поста.
СМИ — 1278 сообщений, после дополнительного тематического отсева — 207.
Теги: выборы, Мосгордума, Москва