Столичный образ. Особенности кампании 2024

от 9 августа 2024

Предвыборная кампания в Московскую городскую думу 2024 года в значительной степени отличается как по интенсивности, так и по смысловому наполнению от выборов 2019 года. Основные контуры кампании за месяц до Единого дня голосования сформированы, что позволяет описать и проанализировать ключевые особенности и отличия выборов этого года от кампании образца 2019.

Ключевые тезисы

Размеренный темп. Кампания 2024 года отличается отсутствием чрезвычайных инфоповодов, громких скандалов и прочих инфоповодов, которые бы могли быть расценены как проявление нервозности или дестабилизации. Предвыборный процесс проходит по консервативному сценарию: процесс выдвижения и регистрации кандидатов пошел без явного негатива, эмоциональный окрас дискурса вокруг выборов нейтрально-положительный, а повестка стабильна.

Властная команда. Кандидаты от «Единой России» в кампании 2024 года используют радикально иную стратегию продвижения, демонстрируя единство команды, регулярно создавая партийные инфоповоды и акцентируя внимание на партийной принадлежности в случае проведения индивидуальных форматов. Это оказывает позитивный эффект — кандидаты от партии, как и сама партия регулярно занимают лидирующие места по количеству упоминаний в СМИ и соцсетях, заполняя собой инфополе.

Технологизация выборов. Общее между двумя кампаниями — это внедрение передовых информационных технологий. Проведенное на выборах 2019 года Дистанционное электронное голосование запустило долгосрочные изменения процедурных аспектов электорального процесса, сегодня ДЭГ — это закрепившаяся и устоявшаяся практика. В 2024 году на выборах в МГД обкатывается технология электронного голосования на участках, которая в силу своего удобства также имеет перспективы, спустя несколько этапов апробации в других регионах, стать новой электоральной нормой.

Внимание к избирателям. Значительно больше внимания уделяется вопросам программ кандидатов и партий. Кампания 2019 года обладала более персоналистским характером: в центре внимания находились сами кандидаты, а не их планы и предложения. Такая кандитатоцентричность привела к расфокусу и уходу на второй план смысловых, содержательных аспектов кампании. В 2024 году и кандидаты, и партии сконцентрированы на избирателях.

Провал антисистемщиков. Представителям антисистемной оппозиции не удалось собрать необходимое число подписей в поддержку своего выдвижения, они не смогли преодолеть процедуру регистрации. Сами информационные кампании антисистемщиков не оказали значимого влияния на предвыборную кампанию, локализовавшись в оппозиционных источниках.

СМИ

Электронное голосование и информационная кампания по разъяснению нового формата стали наиболее заметным событием в повестке СМИ.

                    image

Также отмечается высокая активность кандидатов от «Единой России», которые за прошедшие месяцы создали несколько крупных инфоповодов в рамках своих предвыборных кампаний.

Значительное внимание к вопросам электронного и дистанционного голосования повлияло и на главные доминанты в повестке.

                    wc

Ключевым субъектом в контексте выборов в МГД, которого чаще всего поминают журналисты, стал мэр Москвы С.Собянин. Это связано как с его поддержкой кандидатов от «Единой России», так и с тем, что главу столичного региона часто упоминают в связи с обсуждением вопросов городского развития. 

image

Тональность публикаций о выборах в МГД в СМИ в основном нейтральная, однако стоит отметить значительную долю позитива. Обычно доля позитивных публикаций на политическую тематику не превышает 5-10%. 

                     image


«ВКонтакте» 

Повестка соцсети более персонифицирована. В ней представлено значительное число зарегистрированных кандидатов, которые ведут свои предвыборные кампании и сообщают о партийных мероприятиях. Наиболее заметными оказались кандидаты от «Единой России».

                       VK

Также заметна активность представителей системных оппозиционных партий, антисистемная оппозиция, как показали результаты анализа, сконцентрировала свои усилия на Telegram.

Персонифицированный характер соцсети отразился и на ключевых элементах повестки, основной фокус внимания — на кандидатах. 

                      VK-wc

Наиболее часто упоминаемым субъектом, как и в случае с медиа, стал С.Собянин. Здесь прослеживается связь между высоким уровнем активности кандидатов от «Единой России» и тем, что мэр столицы публично их поддержал. 

                    VK

Повестка «ВКонтакте» наиболее позитивная в сравнении со СМИ и Telegram. Это связано в первую очередь с тем, что значительная часть сообщений принадлежит самим кандидатам, которые в своей кампании используют позитивные сообщения.
 
                    VK


Telegram 

Повестка Telegram вокруг выборов в МГД наиболее мозаичная, если ее сравнивать с медиа и «ВКонтакте. С одной стороны, в политическом Telegram широко представлены эксперты, которые комментируют актуальные события кампании. С другой, на Telegram сконцентрировали свои усилия представители антисистемной оппозиции, поэтому в инфополе мессенджера вокруг выборов много критики как самих выборов, так и их организаторов. 

                       TG

При этом Telegram, как и «ВКонтакте» характерна кандидатоцентричность повестки. 
 
                    TG-wc

В рейтинге субъектов по числу упоминаний в контексте выборов в МГД лидирует коммунист П.Иванов*, однопартийцы которого пытались выстроить вокруг его иноагентского статуса информационную кампанию поддержки. На втором месте — С.Собянин, что говорит о более низкой активности «Единой России» в мессенджере. Также в топе значительную долю занимают оппозиционные кандидаты, не прошедшие этап регистрации. 

                       TG

Тональность сообщений о выборах в Telegram имеет наибольшую долю негативных высказываний, что в основном связано с повышенной токсичностью тем, которые там поднимаются. 

                      TG

Партии 

Анализ упоминания партий закрепляет ранее сделанные выводы. «Единая Россия» делает ставку на СМИ и «ВКонтакте», где заметно опережает конкурентов по числу упоминаний. При этом в Telegram наблюдается более жесткая конкуренция за внимание аудитории. 

                           image

Объем выборки: 
Общий объем постов в Telegram — 10872 поста. Применен фильтр на количество просмотров (1 тыс.), итог — 2792. «ВКонтакте» — 7109 постов. Применен фильтр на 1 тыс. просмотров и тематический отсев, итог — 1007 постов. СМИ — 16041 сообщений, после дополнительного тематического отсева — 6383.       

* Внесен в реестр иноагентов     

Теги: Мосгордума, выборы, Москва

Другие материалы раздела