Восприятие выборов в Мосгордуму в СМИ, соцсети и мессенджере
По итогам выборов в Московскую городскую думу можно подвести окончательные итоги предвыборной кампании, а также зафиксировать важные тенденции и практики, которые могут получить развитие как в других регионах, так и на федеральном уровне. Как и прогнозировали в ЦПК, выборы в Москве прошли по консервативному сценарию, а тематический анализ образа столичной кампании, регулярно проводимый нашим центром, позволил точно определить наиболее значимые аспекты выборов.
Общие выводы
Тональность выдержана спокойная. За время кампании не было зафиксировано скандальных инфоповодов, которые бы дискредитировали процедурные аспекты выборов или их организаторов. Итоговые показатели тональности повестки вокруг выборов — нейтрально-позитивные. Наблюдается незначительное преобладание негатива в Telegram, однако это указывает на особенности самой площадки.
Кампания вокруг ДЭГ оказалась эффективной. Об этом говорят не только итоговые результаты выборов (более 95% москвичей проголосовали дистанционно), но и анализ повестки вокруг ДЭГ. Регулярно тема оказывалась в числе главных и наиболее заметных. Организаторы информировали граждан об особенностях процедуры, тем самым повышая уровень доверия к ней.
Электронное голосование избежало негатива. Параллельно с информированием о ДЭГ велась информационная кампания по разъяснению порядка голосования на участках при помощи терминалов для электронного голосования. Учитывая, что данная новация не встретила активного сопротивления среди москвичей, данную кампанию можно также считать успешной, а саму практику обладающей потенциалом для дальнейшего развития.
Партийная принадлежность играет роль. Отличительной особенностью кампании 2024 года в отличие от кампании 2019 года стала более четкая фиксация партийной принадлежности кандидатов. «Единая Россия» за счет партийных форматов смогла привлечь дополнительное внимание аудитории, регулярно, на протяжении всей кампании, занимая первое место по упоминаемости в СМИ.
Оппозиция провалилась. Информационные кампании системной и антисистемной оппозиции преимущественно локализовались в оппозиционных источниках, в первую очередь в Telegram-каналах, и не смогли оказать значимого воздействия на ход выборов. Антисистемные кандидаты не смогли собрать необходимого числа подписей, несмотря на поддержку крупных оппозиционных Telegram-каналов. Эти же источники не смогли переубедить москвичей голосовать при помощи бумажных бюллетеней.
СМИ
Повестка СМИ была сконцентрирована на кампаниях кандидатов и процедурных аспектах голосования, в первую очередь на электронном голосовании.
Топ субъектов по числу упоминаний в СМИ возглавляет руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве в 2024 году В.Ковалев, что подтверждает высокую активность по вопросам информирования граждан о ходе кампании и повышения прозрачности выборов. На втором месте С.Собянин, которого регулярно упоминали кандидаты от «Единой России», позиционировавшие себя как «команду мэра». На третьем месте А.Шапошников как один из лидеров ЕР в этой кампании.
Доля негативных сообщений в СМИ осталась минимальной, доминировали нейтральные и позитивные публикации.
Динамика повестки вокруг выборов в СМИ оказалась ровной. Всплеск активности в последнюю неделю выборов объясняется регулярными сообщениями о ходе трехдневного голосования.
«ВКонтакте»
Общая повестка вокруг московских выборов во «ВКонтакте» в целом соотносится с повесткой в СМИ. Фиксируются схожие доминанты, основной фокус внимания на кандидатах и процедуре голосования. Аналогичная связь фиксировалась на протяжении всего хода кампании.
Первое место в рейтинге субъектов занял С.Собянин из-за позиционирования кандидатов от «Единой России» как команды мэра. Далее в рейтинге следуют кандидаты от «Единой России». Спецификой соцсети стал более персонифицированный характер повестки.
Тональность повестки «ВКонтакте» оказалась наиболее позитивной, что также связывается с активностью кандидатов, которые в своих кампаниях были нацелены на позитивные образы и риторику.
Интенсивность повестки во «ВКонтакте» оказалась наименьшей в сравнении с двумя другими площадками.
Telegram
Еженедельный анализ показывал, что повестка Telegram в наибольшей степени контрастирует в сравнении с повестками СМИ и «ВКонтакте». Однако общий обзор за весь период показывает незначительность отклонений. Подобное соотношение объясняется тем, что представители несистемной и антисистемной оппозиции сумели повлиять на повестку лишь на короткой дистанции, их кампании были ограниченными во времени и фиксировались нами в нескольких еженедельных обзорах.
Рейтинг субъектов по числу упоминаний в Telegram в контексте московских выборов занимает В.Путин. Это связано с тем, что инициаторы кампаний в мессенджере стремились вывести их на федеральный уровень, перенося критику выборов в МГД персонально на В.Путина.
Повестка в Telegram была наиболее скандальной. В некоторые недели доля негатива превышала 20%. Однако на длинной дистанции разница с другими площадками оказалась не столь значительной.
Динамика повестки вокруг выборов в Telegram оказалась наиболее ровной. Внимание к выборам регулярно росло последние недели, однако в целом интенсивность повестки оказалась незначительной.
Партии
«Единая Россия» на протяжении всего хода кампании занимала лидирующие позиции по числу упоминаний в СМИ и «ВКонтакте». В Telegram наиболее активными оказались коммунисты, которые использовали свои каналы в качестве основного источника информации.
Общий объем постов в Telegram — 23436 поста. Применен фильтр на количество просмотров (1 тыс.), итог — 6800
«ВКонтакте» — 18062 постов. Применен фильтр на 1 тыс. просмотров и тематический отсев, итог — 2185 поста.
СМИ — 39531 сообщений, после дополнительного тематического отсева — 21536.
Источники данных:
СМИ — Медиалогия
«ВКонтакте» — API VK
Telegram — TGStat