Восприятие выборов в Мосгордуму в СМИ, соцсети и мессенджере. Выпуск № 1
Официально стартовавшие 5 июня выборы в Московскую городскую думу (МГД) в силу своего столичного статуса традиционно привлекают особое внимание. Интерес вызывают как технологические решения, именно в Москве, как правило, обкатываются инновации, например дистанционное электронное голосование, так и смысловое наполнение — повестка московских кампаний зачастую выходит за пределы исключительно столичных вопросов.
Центр политической конъюнктуры открывает серию материалов о выборах в МГД, о главных тематических блоках кампании, ее лицах и специфических нюансах. Для того, чтобы результаты анализа были наиболее комплексными, мы анализируем повестку по трем направлениям: СМИ (федеральные и московские издания), «ВКонтакте» (самая популярная соцсеть в России), Telegram (каналы которого имеют большую аудиторию и влияние на повестку).
Общие выводы
Повестка сегментирована. СМИ в большей степени уделяют внимание официальным событиям и фактам (объявление выборов, действия властных субъектов), во «ВКонтакте» наблюдается доминирование субъектного подхода (внимание на кандидатов и персоналии), в топе повестки Telegram — скандалы, инсайды и споры о технологических подходах. При этом стоит отметить, что наиболее поляризованная повестка зафиксирована именно в Telegram. Тематический набор СМИ и «ВКонтакте» имеет больше пересечений.
С.Собянин в фокусе внимания. Мэр Москвы — одна из наиболее упоминаемых фигур на всех площадках. Это связано как с тем, что Собянин поддержал кандидатов от «Единой России» на выборы в МГД, так и с частым его упоминанием участниками кампании в контексте вопросов городского развития.
Нейтрально-позитивная тональность. Доминирование нейтральной тональности в публикациях СМИ и Telegram-каналов, а также самый высокий процент негатива в Telegram, который отличается жестким политическим языком, были ожидаемы и прогнозируемы. Наиболее неожиданной стала внушительная доля позитивной риторики в публикациях «ВКонтакте», что может быть признаком акцентированной информационной кампании в этой соцсети, а также началом кампаний кандидатов, использующих позитивную лексику, упоминая выборы.
Интерес пока неустойчивый. Наибольшее внимание аудитории привлекло объявление официального старта кампании, однако затем и в СМИ, и во «ВКонтакте» наблюдается снижение интереса к теме выборов. Исключение — Telegram, в котором наблюдается линейный рост. Вероятно, с ростом интенсивности кампании, связанного с выдвижением и регистрацией кандидатов, число публикаций заметно увеличится.
«Единая Россия» — лидер по упоминаниям среди партий. На первом этапе наибольшую активность проявляет партия власти. На втором месте — КПРФ, однако стоит отметить значительный уровень токсичности ее повестки (кейс иноагента П.Иванова). Остальные партии значительно уступают по показателям активности лидерам.
СМИ
В освещении выборов журналисты ожидаемо делают ставку на официальные события и мероприятия, что в значительной степени влияет на повестку СМИ:
Если анализировать общую повестку, то выделяется активность «Единой России», а также упоминания работы актуального созыва МГД.
Среди наиболее упоминаемых акторов — официальные лица и кандидаты, что напрямую связано с фокусировкой журналистов на официальных событиях и мероприятиях.
Тональность публикаций о московских выборах в СМИ радикально не отличается от средних показателей по другим политическим темам, доминирует нейтральный окрас.
По количеству публикаций выделяется неделя с 5 по 12 июня, когда был дан официальный старт выборов:
Тематический спектр социальной сети «ВКонтакте» менее официален по сравнению с повесткой СМИ, однако при этом имеет значительное число пересечений.
«Единая Россия», а также действия С.Собянина по поддержке кандидатов от партии, как и в случае с медиа, занимают доминирующее положение
Лидирующую позицию также занимает С.Собянин, а также действующие депутаты МГД и кандидаты от «Единой России»
Тональность упоминаний выборов в МГД во «ВКонтакте» значительно более позитивная по сравнению с другими источниками. Это объясняется тем, что кандидаты постепенно разворачивают свои кампании в этой социальной сети, а их продвигающие посты изобилуют позитивной лексикой:
Публикационная активность во «ВКонтакте» за период с 5 по 12 июня была значительно выше, резко снизилась на неделе с 12 по 19 июня.
Учитывая, что кандидаты активно ведут свои страницы «ВКонтакте», следует ожидать роста активности в период регистрации кандидатов и в момент активизации агитационного периода.
Telegram
Специфика политического Telegram проявляется и в кампании вокруг выборов в МГД: в топе — дискуссия об электронном голосовании, действия оппозиции и потенциальные скандалы.
Значительное внимание было уделено кейсу коммуниста Павла Иванова, признанного иноагентом. По заявлениям Иванова, он собирался принять участие в выборах в МГД. Ряд коммунистов выступили в его поддержку, что также спровоцировало привлечение дополнительного внимания как к Иванову, так и к КПРФ.
Тональность Telegram имеет наиболее ярко выраженный негативный окрас, но при этом находится в пределах обычных для площадки значениях:
Интерес к теме московских выборов в мессенджере наиболее стабильный и продолжает расти:
«Единая Россия» доминирует на всех площадках, кроме Telegram, однако следует учитывать токсичный контекст упоминания КПРФ на этой площадке: