Столичный образ

от 26 июня 2024

Восприятие выборов в Мосгордуму в СМИ, соцсети и мессенджере. Выпуск № 1

Официально стартовавшие 5 июня выборы в Московскую городскую думу (МГД) в силу своего столичного статуса традиционно привлекают особое внимание. Интерес вызывают как технологические решения, именно в Москве, как правило, обкатываются инновации, например дистанционное электронное голосование, так и смысловое наполнение — повестка московских кампаний зачастую выходит за пределы исключительно столичных вопросов.

Центр политической конъюнктуры открывает серию материалов о выборах в МГД, о главных тематических блоках кампании, ее лицах и специфических нюансах. Для того, чтобы результаты анализа были наиболее комплексными, мы анализируем повестку по трем направлениям: СМИ (федеральные и московские издания), «ВКонтакте» (самая популярная соцсеть в России), Telegram (каналы которого имеют большую аудиторию и влияние на повестку).

Общие выводы

Повестка сегментирована. СМИ в большей степени уделяют внимание официальным событиям и фактам (объявление выборов, действия властных субъектов), во «ВКонтакте» наблюдается доминирование субъектного подхода (внимание на кандидатов и персоналии), в топе повестки Telegram — скандалы, инсайды и споры о технологических подходах. При этом стоит отметить, что наиболее поляризованная повестка зафиксирована именно в Telegram. Тематический набор СМИ и «ВКонтакте» имеет больше пересечений.

С.Собянин в фокусе внимания. Мэр Москвы — одна из наиболее упоминаемых фигур на всех площадках. Это связано как с тем, что Собянин поддержал кандидатов от «Единой России» на выборы в МГД, так и с частым его упоминанием участниками кампании в контексте вопросов городского развития.

Нейтрально-позитивная тональность. Доминирование нейтральной тональности в публикациях СМИ и Telegram-каналов, а также самый высокий процент негатива в Telegram, который отличается жестким политическим языком, были ожидаемы и прогнозируемы. Наиболее неожиданной стала внушительная доля позитивной риторики в публикациях «ВКонтакте», что может быть признаком акцентированной информационной кампании в этой соцсети, а также началом кампаний кандидатов, использующих позитивную лексику, упоминая выборы.

Интерес пока неустойчивый. Наибольшее внимание аудитории привлекло объявление официального старта кампании, однако затем и в СМИ, и во «ВКонтакте» наблюдается снижение интереса к теме выборов. Исключение — Telegram, в котором наблюдается линейный рост. Вероятно, с ростом интенсивности кампании, связанного с выдвижением и регистрацией кандидатов, число публикаций заметно увеличится.

«Единая Россия» — лидер по упоминаниям среди партий. На первом этапе наибольшую активность проявляет партия власти. На втором месте — КПРФ, однако стоит отметить значительный уровень токсичности ее повестки (кейс иноагента П.Иванова). Остальные партии значительно уступают по показателям активности лидерам.

СМИ
В освещении выборов журналисты ожидаемо делают ставку на официальные события и мероприятия, что в значительной степени влияет на повестку СМИ:



Если анализировать общую повестку, то выделяется активность «Единой России», а также упоминания работы актуального созыва МГД.

Untitled chart
Infogram

Среди наиболее упоминаемых акторов — официальные лица и кандидаты, что напрямую связано с фокусировкой журналистов на официальных событиях и мероприятиях.



Тональность публикаций о московских выборах в СМИ радикально не отличается от средних показателей по другим политическим темам, доминирует нейтральный окрас.



По количеству публикаций выделяется неделя с 5 по 12 июня, когда был дан официальный старт выборов:


СМИ_timeline
Infogram

«ВКонтакте»


Тематический спектр социальной сети «ВКонтакте» менее официален по сравнению с повесткой СМИ, однако при этом имеет значительное число пересечений.



«Единая Россия», а также действия С.Собянина по поддержке кандидатов от партии, как и в случае с медиа, занимают доминирующее положение


VK_wc
Infogram

Лидирующую позицию также занимает С.Собянин, а также действующие депутаты МГД и кандидаты от «Единой России»




Тональность упоминаний выборов в МГД во «ВКонтакте» значительно более позитивная по сравнению с другими источниками. Это объясняется тем, что кандидаты постепенно разворачивают свои кампании в этой социальной сети, а их продвигающие посты изобилуют позитивной лексикой:



Публикационная активность во «ВКонтакте» за период с 5 по 12 июня была значительно выше, резко снизилась на неделе с 12 по 19 июня.

VK_timeline
Infogram

Учитывая, что кандидаты активно ведут свои страницы «ВКонтакте», следует ожидать роста активности в период регистрации кандидатов и в момент активизации агитационного периода.


Telegram

Специфика политического Telegram проявляется и в кампании вокруг выборов в МГД: в топе — дискуссия об электронном голосовании, действия оппозиции и потенциальные скандалы.




Значительное внимание было уделено кейсу коммуниста Павла Иванова, признанного иноагентом. По заявлениям Иванова, он собирался принять участие в выборах в МГД. Ряд коммунистов выступили в его поддержку, что также спровоцировало привлечение дополнительного внимания как к Иванову, так и к КПРФ.

TG_wc
Infogram

Тональность Telegram имеет наиболее ярко выраженный негативный окрас, но при этом находится в пределах обычных для площадки значениях:




Интерес к теме московских выборов в мессенджере наиболее стабильный и продолжает расти:


TG_timeline
Infogram

Партии

«Единая Россия» доминирует на всех площадках, кроме Telegram, однако следует учитывать токсичный контекст упоминания КПРФ на этой площадке:


Untitled map
Infogram

Объемы выборки:

Общий объем постов в Telegram — 3302 поста. Применен фильтр на количество просмотров (2 тыс.), итог — 788 поста.

«ВКонтакте» — 2722 поста. Применен фильтр на 1 тыс. просмотров, итог — 495 постов.

СМИ — 5011 сообщений, после дополнительного тематического отсева — 3741.

* Т. Лазарева и П. Иванов признаны иноагентами на территории РФ.

Теги: выборы, Москва

Другие материалы раздела

Предметный разговор Предметный разговор
от 30 января 2023

Как изменилась риторика депутатов осенью 2022 года

Госдума на марше Госдума на марше
от 23 января 2023

Как голосовали депутаты Госдумы в рамках осенней сессии 2022 года.

Политические эксперты в Telegram Политические эксперты в Telegram
от 16 января 2023

Рейтинг влиятельности авторов на повестку и качество контента