Группа риска: Зюганов и Жириновский

от 13 мая 2020

Сценарии смены лидеров парламентской оппозиции.

В ходе начинающейся думской кампании 2021 одной из сложнейших дилемм для власти является сохранение либо замена лидеров двух крупнейших парламентских оппозиционных партий — КПРФ и ЛДПР.

Политические и технологические перспективы замены Зюганова и Жириновского обсуждались еще перед думской кампанией 2016 года. Однако тогда решили оставить все как есть. Сейчас же проблема только усугубилась.

ФАКТОРЫ. У этой кадровой проблемы как минимум существует два измерения — физиологическое и сценарное.

Во-первых, Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский находятся в группе риска в силу своего преклонного возраста, который уже негативно влияет на их политическую активность. 19 сентября 2021 года, когда запланированы очередные выборы в Государственную Думу РФ, председателю ЦК КПРФ исполнится 77 лет, а председателю ЛДПР — 75 лет.

Вопрос о физической форме думских старожилов давно вызывает множество вопросов. В КПРФ он уже стал триггером разворачивающейся закулисной внутрипартийной борьбы за место преемника Зюганова. Лидер КПРФ выглядит слишком устаревшим даже на фоне своей консервативной партии, и есть серьезные опасения, что он не потянет парламентскую кампанию физиологически.

В целом лидеры коммунистов и либерал-демократов не смогут выдержать высокий темп федеральных выборов, и им придется адаптировать форматы своего участия в кампании под естественные возрастные ограничения.

Нельзя даже списывать со счетов и радикально-негативное развитие событий, при котором один из них или оба вынуждены будут выбыть из парламентской гонки незадолго до ее старта или в ее ходе. В таком случае Кремль может оказаться в ситуации, когда одна или сразу обе крупнейшие оппозиционные партии будут обезглавлены. Это потребует от политических менеджеров власти оперативного вмешательства с целью быстрого достижения внутрипартийного консенсуса вокруг новых лидеров.

Во-вторых, на парламентских выборах одним из следствий геронтологического кризиса думской оппозиции может стать либо снижение интереса к голосованию как таковому и соответственно низкая явка (что, конечно, при определенных раскладах может быть в пользу «Единой России»), либо рост непредсказуемости в поведении части протестных избирателей, которые могут неожиданно усилить одного из аутсайдеров выборной гонки (что опять-таки при определенных раскладах нарушает планы Кремля на кампанию).

С точки зрения усиления тенденции на появление новых лиц в правящей элите, было бы логичным, чтобы парламентские выборы 2016 года стали последними для двух старожилов российской политики.

Появление во главе КПРФ новых, но по-прежнему лояльных лидеров может рассматриваться как один из элементов повышения интереса к парламентской гонке и повышения мотивации для голосования за счет самого факта обновления российской партийной элиты.

Многим даже казалось, что процесс смены лидерства в КПРФ был запущен в рамках президентских выборов 2018 года, когда вместо Зюганова кандидатом от партии стал предприниматель Павел Грудинин. Однако рост электорального рейтинга Грудинина и последующее информационное и силовое давление на предпринимателя, в том числе после завершения президентской гонки, показали, что Кремль не рассматривает кандидата от КПРФ как преемника бессменного лидера партии.

ПРЕПЯТСТВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ. Главным препятствием, которое является причиной того, что перезагрузка КПРФ и ЛДПР так и не произошла в период между выборами, являются особенности менеджмента российской партийной системы.

Сравнительная лояльность коммунистов и либерал-демократов Кремлю строится на системе непубличных персональных договоренностей и обязательств между лидерами партий и политическими менеджерами власти. В рамках этой системы оппозиционеры осуществляют политическую деятельность, не атакуя президента, участвуя в коалициях с властью по принципиальным вопросам, пресекая попытки радикализации своих сторонников и поддерживая таким образом негласный внутриполитический консенсус.

Однако следует учитывать тот факт, что эта система функционирует постольку, поскольку соблюдают свою часть договоренностей не только лидеры думской оппозиции, но и сам Кремль. Частью этого негласного консенсуса является то, что Зюганов и Жириновский имеют право принимать участие в выборе собственных преемников и пока в состоянии контролировать свои партии — могут сохранять за собой лидерские функции в независимости от возраста. Кроме того, в обмен на уход с постов партийных лидеров и Зюганов, и Жириновский должны получить весомую политическую компенсацию. Нарушение этих договоренностей со стороны власти, тем более в отношении сразу двух партийных субъектов, может подорвать стабильность всей системной политики.

СЦЕНАРИИ. БАЗОВЫЙ. По этой причине базовым для Кремля сценарием (в силу наименьших издержек и фактора времени) в рамках парламентских выборов 2021 года в отношении КПРФ и ЛДПР является оставить все, как есть. Расчет состоит в том, что Зюганов и Жириновский смогут физически пройти через федеральную кампанию, пусть и при достаточно умеренной активности. Власть сохранит системное поле под полным контролем, пролонгируя действия всех договоренностей и не создавая ненужной и рискованной турбулентности. Основной риск этого консервативного сценария состоит в факторе непредсказуемости — неожиданном и вынужденном уходе лидеров думской оппозиции с политической сцены.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением политической активности одним из лидеров или сразу обоими, Кремлю придется провести операцию по перехвату лидерства. КПРФ не представляет в этом смысле больших проблем для власти. Коммунисты располагают довольно широкой линейкой партийцев, которые без ущерба смогут сменить Зюганова и сохранят лояльность сложившимся в российской партийной политике правилам игры. Среди очевидных кандидатов — заместитель председателя ЦК Юрий Афонин, сорокалетний губернатор Орловской области Андрей Клычков, секретарь ЦК Вадим Соловьев, секретарь ЦК Сергей Обухов, секретарь ЦК Леонид Калашников, член президиума ЦК Валерий Рашкин. Отсутствие очевидного фаворита лишь сыграет в пользу Кремля в выборе наиболее лояльной замены.

С ЛДПР ситуация сложнее, поскольку, в отличие от коммунистов, либерал-демократы представляют собой партию лидерского типа, в которой любой из членов слабее Жириновского. Неожиданный уход Жириновского с политической сцены содержит как риски развала партии и бегства ее членов в другие проекты, так и риски перехода голосов либерал-демократов к другим партиям. Тем не менее к такому варианту развития событий у Кремля уже есть подготовленные варианты для медийной раскрутки. Это прежде всего новая партия Захара Прилепина «За правду». Не следует пока списывать со счетов и партию «Родина».

ОТЛОЖЕННЫЙ. Наконец, реализация сценария масштабной перезагрузки всего системного партийного поля, вне зависимости от конкретных обстоятельств думской кампании 2021 года, является высоко вероятным после парламентских выборов и в контексте подготовки к президентским выборам 2024 года. Если КПРФ может остаться частью дизайна российской партийной системы, то ЛДПР и другая думская партия — «Справедливая Россия» — скорее всего обречены в среднесрочной перспективе, чтобы либо быть полностью переформатированными — как кадрово, так и идеологически, — либо влиться в новые партийные проекты под парламентские выборы 2026 года.

Важным фактором в ускорении смены лидерства будет и президентская кампания 2024 года, в которой и Зюганов, и Жириновский уже, скорее всего, не смогут принять участие по причине преклонного возраста. Путину или его преемнику нужны будут новые соперники, которые повысят интерес к кампании и усилят легитимность итогового результата.


Теги: Жириновский, Зюганов, КПРФ, ЛДПР, выборы

Другие материалы раздела