Как партии работают в медиапространстве.
До выборов в Государственную думу VIII созыва остается чуть больше года, и лидеры различных партий все чаще заявляют о намерении в них участвовать. 13 сентября можно считать неофициальным стартом предвыборной гонки, так как после выборов в региональные парламенты определится окончательный список партий, имеющих право на участие в выборах в Госдуму без дополнительного сбора подписей, а сами партии, закончив региональные кампании, приступят к подготовке к следующим выборам.
Ключевым аспектом предвыборной кампании является активность ее участников в информационном пространстве. И на выборах 2021 года значительно более важную роль, чем в 2016 году, будут играть интернет-СМИ.
Цифровые медиа в последние годы становятся все более популярными и востребованными у граждан. По данным ФОМ, в 2016 году 61% респондентов практически каждый день смотрели телевизор, в 2019 году их количество сократилось до 52%. При этом все больше граждан (20% в 2019 году) считали, что новости на ТВ становятся хуже.
Согласно последним данным (опрос проводился в начале августа 2020 года), количество граждан, предпочитающих узнавать новости из Интернета (новостные сайты, блоги, соцсети), сравнялось с аудиторией традиционных СМИ (телевидение, радио, газеты) — по 46% респондентов у каждого типа источников информации. Учитывая тенденции, в 2021 году Интернет окончательно обгонит традиционные каналы.
Центр политической конъюнктуры проанализировал текущую активность партий в СМИ и определил стартовые позиции основных претендентов на попадание в следующий созыв.
По данным Минюста, в России зарегистрировано 42 партии, однако многие из них не ведут активной деятельности и не будут участвовать в выборах 2021 года. Для установки границ анализа лучше всего подходит постановление ЦИК о списке политических партий, на которые распространяется действие ч. 2 ст. 33 ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации». Это те партии, которые на данный момент имеют право на участие в выборах без дополнительного сбора подписей:
1. «Единая Россия»
2. КПРФ
3. ЛДПР
4. «Справедливая Россия»
5. «Яблоко»
6. Партия «Родина»
7. «Партия Роста»
8. Российская экологическая партия «Зеленые»
9. «Патриоты России»
10. Коммунистическая партия Коммунисты России
11. «Гражданская платформа»
12. «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»
13. Коммунистическая партия социальной справедливости
Основные результаты
По данным Медиалогии, в июле 2020 года наибольшее количество упоминаний в СМИ было зафиксировано у парламентских партий: «Единой России» (38 060), ЛДПР (16 431), КПРФ (13 476) и «Справедливой России» (6 219). Реже всего журналисты упоминали «Зеленых» (210), «Российскую партию пенсионеров за социальную справедливость» (214) и КПСС (391).
Значительное превосходство «Единой России» фиксируется и при анализе МедиаИндексов партий: у правящей партии — 200 788, ЛДПР — 149 593,4, КПРФ — 87 016, «Справедливой России» — 44 225, «Партия Роста» — 24 538. Наименьшие значения были зафиксированы у «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость» — 388, «Зеленых» — 657 и КПСС — 1 682.
Характер упоминаний
Публикации СМИ о партиях в основном имеют нейтральный характер. Чаще негативные публикации относились к партиям, обладающим большим общим количеством упоминаний. Примечательно, что эти же партии чаще упоминаются и в позитивном ключе. То есть, чем активнее партия, тем больше вокруг формируется оценок, зачастую полярных.
Сетка медиа
Помимо количества упоминаний партий важную роль играет качество источников, которые о ней пишут: 100 упоминаний в небольших изданиях по охвату и влиянию могут уступать 10 публикациям в крупных федеральных изданиях. Поэтому важно определить СМИ, которые чаще всего пишут о партии.
Наибольший вклад в Медиаиндекс «Единой России» внесли крупные авторитетные источники: РИА Новости, ИА Regnum, ТАСС, Ura.ru. Кроме того, большим влиянием и весом, по данным Медиалогии, обладает официальный сайт партии.
Медиаиндекс КПРФ сформирован в основном за счет публикаций в РИА Новости, ИА Regnum, ТАСС, Ura.ru и РБК.
В топ-5 СМИ, упоминающих ЛДПР, входят РИА Новости, ИА Regnum, ТАСС, Ura.ru и Ньюс.ру.
Наиболее влиятельные медиа, упоминающие «Справедливую Россию»: ИА Regnum, ТАСС, РИА Новости, Ura.ru и Znak.com.
География публикаций
«Единая Россия» — лидер по представленности в региональных СМИ, однако чаще всего о партии пишут в Москве, Московской, Брянской, Саратовской, Иркутской и Воронежской областей.
Про КПРФ активнее всего пишут: Москва, Саратовская область, Иркутская область, Свердловская область, Новосибирская область.
Про ЛДПР чаще всего пишут издания из Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской и Саратовской областей, а также Хабаровского края.
Чаще всего о «Справедливой России» пишут в Москве, Свердловской области, Алтайском крае, Санкт-Петербурге и Воронежской области.
С результатами региональной активности других партий можно ознакомиться в таблице.
Выводы
1. Очевидное превосходство. Между парламентскими партиями и непарламентской оппозицией наблюдается явная диспропорция в показателях присутствия в медиа. Особенно здесь выделяется доминирование «Единой России», число упоминаний которой практически равно суммарному количеству упоминаний всех остальных партий.
2. Партии все еще спят. Непарламентские партии еще не начали вести медиа кампании. В топе по количеству упоминаний в СМИ остается «парламентская четверка», однако не в силу своей активности, а в силу статуса.
3. Региональная асимметрия. Часть партий никак не представлены в информационном пространстве целого ряда регионов, что значительно снижает шансы на преодоление их партийного списка 5%-барьера.
4. Отсутствие ярких инфоповодов. Малые партии не создают значимых событий, которые бы привлекали внимание федеральных медиа, а парламентская четверка упоминается крупными СМИ в контексте их текущей деятельности в Госдуме.
5. Реактивное поведение. Анализ объектов, в контексте которых упоминаются партии, показывает, что они реагируют на повестку, а не формируют ее.