Практичная продленка. Итоги первого применения

от 21 сентября 2020

Анализ практики трехдневного голосования в ЕДГ-2020. Итоги и перспективы.

11-12 сентября российские избиратели впервые смогли проголосовать досрочно на избирательных участках. Это стало первым шагом на пути практического оформления внутри российской избирательной системы новой институциональной практики — многодневного голосования.

Новый формат был применен в 41 из 83 регионов и коснулся голосования на всех уровнях: на довыборах депутатов Госдумы, выборах высших должностных лиц российских регионов, основных выборах депутатов законодательных и представительных органов власти и выборах в органы местного самоуправления столиц субъектов РФ.

В мае 2020 года Госдума приняла закон, согласно которому Центризбирком получал право устанавливать порядок и сроки голосования граждан «в целях создания условий для защиты их здоровья» и «создания максимального удобства». Досрочное голосование на региональных и муниципальных выборах может проводиться в порядке и сроки, которые были установлены ЦИК не ранее чем за десять дней до дня голосования, говорится в п. 16 ст. 65 ФЗ № 67.

Необходимо отметить, что власть в тот момент находилась в экстремальной ситуации, когда необходимо было обеспечить безопасность любых массовых мероприятий, а с другой — сохранить необходимую непрерывность политического процесса. Важно учесть, что перенос из-за пандемии выборов в ЕДГ потребовал бы принятия экстремальных решений Президента и Госдумы и нес бы в себе существенные издержки. В этой связи была допущена возможность применения специфических практик — кроме расширения применения досрочного голосования было разрешено голосование на свежем воздухе, по доверенности и электронное дистанционное голосование.

Вслед за этим Госдума 21 июля приняла изменения в законодательство, согласно которому в будущем можно проводить уже многодневное голосование. Согласно п. 1 ст. 63 ФЗ № 67, «по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней». Таким образом, создана вариативность для определения количества дней, необходимых для проведения выборов. Гибкость нормы позволяет проводить выборы не только в течение трех, но и двух дней. Вполне вероятно, если голосование в пятницу не будет пользоваться спросом, временной режим может быть изменен.

Увеличение количества дней для голосования повлекло за собой не только хронологические сдвиги для ряда организационных решений, но также имело административные и организационные последствия, которые должны были учитывать все участники электоральных процедур.

Мировая практика

Большинство стран проводят выборы в один день. Однако голосование в течение нескольких дней — вполне распространенная практика, которую многие годы применяют различные страны.

Например, закон о политических правах Швейцарии от 1976 года предусматривает возможность предварительного голосования по меньшей мере в течение двух из четырех дней непосредственно до начала основного этапа выборов. Основной этап длится два дня, участки работают всю субботу и воскресное утро. Также два дня для голосования есть у граждан Чехии, участки, согласно закону о выборах от 27 сентября 1995 года, работают в пятницу с 14 до 22 часов, а в субботу с 7 до 14 часов. Парламентские выборы в Индии длятся больше месяца, например, в 2019 году они проходили в период с 11 апреля по 19 мая, каждый регион голосовал в определенное время. Выборы в два дня также распространенная практика для Италии. А многодневное голосование применялось в Норвегии, Новой Зеландии и Австралии (на уровне штатов).

«Растягивание» выборов как во времени (несколько дней), так и в пространстве (удаленные форматы голосования) стало еще актуальнее во время сложной эпидемиологической обстановки в мире.

Как показывает мировая практика, использование исключительно традиционных форм волеизъявления в условиях пандемии коронавируса ведет к снижению явки. Например, в первом туре муниципальных выборов во Франции, который прошел 15 марта 2020 года, приняли участие только 45,5% избирателей, на выборах 2014 года в первом туре проголосовали 63,55% граждан. Явка на парламентских выборах в Сербии, которые прошли 21 июня, составила 48,9%, на выборах в 2016 году она была на уровне 56%. Обратной стала ситуация на президентских выборах в Польше, где власти разрешили голосовать по почте. Там в первом туре выборов, который прошел 28 июня, приняли участие рекордное в новейшей истории Польши число граждан — 64,51% против 48,96% в 2015 году.

Вопросы увеличения дней для голосования, а также открытия дополнительных участков сейчас так или иначе находятся в повестке стран, где в ближайшие месяцы должны пройти выборы.

Так, в США, где на 3 ноября 2020 года назначены президентские выборы, власти штатов внесли необходимые нормативные изменения, позволяющие гражданам голосовать при помощи почты. Кроме того, в США действует процедура досрочного голосования, которое, как отмечает старший советник кампании президента Дональда Трампа Джастин Кларк, идет в течение нескольких недель перед выборами в большинстве мест, и, вероятно, эта возможность будет пользоваться популярностью в связи с сохраняющимися страхами вокруг коронавируса. Число голосующих досрочно росло и без коронавируса: на президентских выборах в 2012 году оно составило порядка 46 млн — около 35% от числа всех участников выборов, а в 2016 году досрочно проголосовали 50 млн или 40% от проголосовавших.

В Литве кабинет министров одобрил увеличение количества мест для досрочного голосования, а также продлил его срок до четырех дней, парламентские выборы там пройдут 11 октября 2020 года. Власти страны также рассматривают возможность введения электронного голосования не на этих, но на следующих выборах.

Собственный опыт

Голосование по поправкам в Конституцию 2020 года в России длилось семь дней, с 25 июня по 1 июля, и подавляющее большинство граждан воспользовались возможностью проголосовать заранее. 80% от общего числа проголосовавших сделали свой выбор в период с 25 июня по 30 июня, что говорит о востребованности увеличения количества дней для голосования.

Примечательно, что более половины от общего числа проголосовавших посетили участки до основного дня голосования абсолютно во всех регионах страны.

У многодневного голосования сформировалась существенная общественная поддержка. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, проведенного по итогам голосования по поправкам, подавляющее число граждан (87%) было удовлетворено организацией процесса, 96% заявили, что им было удобно голосовать. По данным Фонда «Общественное мнение», большинство граждан (59%) положительно относятся к идее проведения выборов в течение нескольких дней, противоположной точки зрения придерживаются 30% опрошенных, 11% — затруднились ответить. Практически половина опрошенных (44%) считают, что «это удобно для избирателей, больше людей смогут проголосовать, будет выше явка», в качестве главного негативного фактора 14% респондентов назвали увеличение возможностей для фальсификации. По данным июльского опроса ВЦИОМ 48% респондентов положительно относились к возможности голосовать в течение трех дней, отрицательно — 27%.

Согласно данным фокус-групп, основным аргументом в поддержку возможности голосовать в пятницу и субботу было удобство для граждан: «удобно по дороге проголосовать», «можно освободить воскресенье от лишней нагрузки», «в воскресенье неудобно добираться до участка».

Разброс оценок до голосования

Первоначальное отношение участников политического процесса к увеличению количества дней для голосования оказалось неоднозначным. Сразу после голосования по поправкам в Конституцию спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что опыт проведения голосования в течение нескольких дней, например, двух-трех, можно было бы распространить на дальнейшие выборы. Этой же позиции придерживалась и глава ЦИК Элла Памфилова, которая на встрече с президентом Владимиром Путиным предложила рассмотреть возможность проведения выборов в течение двух-трех дней.

Против увеличения количества дней для голосования выступила оппозиция. Глава КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что его партия выступает против трехдневного голосования, назвав новый формат «цирком-шапито». Вице-спикер от ЛДПР Игорь Лебедев раскритиковал инициаторов изменений за «чрезмерную спешку» в принятии поправок. По мнению лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, теперь все выборы будут проходить со скандалами. В итоге фракции КПРФ и «Справедливой России» проголосовали против законопроекта, ЛДПР — воздержалась, а «Единая Россия» поддержала изменения.

Примечательно, что и власти, и оппозиция апеллировали к аспектам легитимности нового формата, однако делали это по разным основаниям.

Власть и лояльные ей субъекты ссылались на сущностные аспекты легитимности электорального процесса, указывая на то, что в выборах примет участие большее количество граждан. Оппозиция же апеллировала к процедурным аспектам, считая, что во время дополнительных дней для голосования может увеличиться количество нарушений, допущенных на выборах. При этом оппозиция не выступает против роста участия граждан в выборах и того, что потенциальный риск нарушений нивелируется разработкой новых подходов по наблюдению за выборами.

Итоги голосования

По результатам голосования можно зафиксировать высокий уровень активности граждан в первые два дня. В среднем 62,5% избирателей проголосовали в период с 11 по 12 сентября, в некоторых регионах эта доля превышает 70%:

Реакция противников трехдневного голосования была также предсказуемой. Победители были довольны. Побежденные представители ряда политических партий списывали на многодневку свои проблемы. «Справедливая Россия» даже внесла в Госдуму законопроект об отмене трехдневного голосования.

Плюсы и минусы

Институционализация любых новых практик неминуемо продуцирует сложности, с которыми приходится сталкиваться всем участникам процесса. Не была исключением и процедура досрочного массового голосования. Ранее Центр политической конъюнктуры проанализировал присутствующие в информполе интерпретации плюсов и минусов. После голосования удалось определить насколько прогнозы оказались верными.


Возможные плюсы

Возможные минусы

Реальная практика

Организационно-административные

Повышение явки. Большее количество граждан смогут принять участие в голосовании, сам процесс станет удобнее для избирателей.

Трудности контроля. Наблюдение за выборами становится сложнее, нужно будет по-другому готовить наблюдателей.

Большинство граждан воспользовались возможностью проголосовать 11-12 сентября.
Онлайн инструменты наблюдения позволили контролировать выборы на протяжении всего периода голосования на всех участках.

Ровный темп. Равномерное распределение голосующих по трем дням приведет и к нормализации нагрузки на членов избиркомов.

Недовольство членов комиссий и наблюдателей, которые будут вынуждены работать три дня вместо одного, пусть и в более спокойной обстановке.

Распределение явки по дням оказалось равномерным, без всплесков.
Открытых конфликтов и явного недовольства членов избирательных комиссий в паблике зафиксировано не было.

Легитимационные

Увеличение легитимности. Итоговые решения, принятые на выборах, будут иметь поддержку большего числа граждан в силу повышения общего числа участников голосования.

Критика легитимности. Оппозиция будет стараться объяснить результаты выборов изменившейся процедурой.

Как и прогнозировалось, оппозиция сделала ставку на объяснения своего поражения в региональных кампаниях изменившейся процедурой выборов, однако именно она позволила сотням тысяч граждан принять в них участие.

Внешние

Эпидемиологическая безопасность. При проведении трехдневных выборов значительно проще соблюдать социальную дистанцию (нет концентрации избирателей в один день), а также появляется время для периодической обработки помещений.

Негатив со стороны международного сообщества. Институт российских выборов подвергается критике со стороны других стран и международных организаций не первый год, институциональные изменения будут проинтерпретированы как антидемократические.

Распределение голосующих по трем дням позволило избежать скопления большого числа избирателей на участках.


Выводы и прогнозы

1. Повышение легитимности результатов. Введение «трехдневки» позволило компенсировать возможное снижение явки, вызванное страхами из-за пандемии коронавируса. В будущем фактор «роста явки» также будет иметь важную роль.

2. Распространение новации. Практика проведения уже не досрочных, а полноценных трехдневных или двухдневных выборов может быть использована как устойчивый институт на федеральном и региональном уровнях. Российские практики многодневного голосования имеют шансы быть использованы и в других странах.

3. Корректировка механизмов. В ходе подготовки к выборам в Государственную Думу возможны корректировки некоторых аспектов и устранение недостатков, выявленных в ходе голосования 11-13 сентября 2020 года. Также не исключена вариативность использования инструмента, например, проведение двухдневных, а не трехдневных выборов.

4. Адаптация участников. Поскольку ряд политических партий продолжают придерживаться прежней технологической парадигмы, им будет сложно быстро одновременно создать все необходимые сопроводительные элементы (обеспечить бесперебойное онлайн наблюдение или целенаправленную мобилизацию сторонников для голосования вне территории участков и т.д.). Однако, при условии своевременной подготовки к выборам 2021 года, можно будет рассчитывать на эффективные решения.

5. Политизация дискуссии. Оппозиционные партии будут пытаться апеллировать к главе государства и пытаться добиться его решения об отказе от дальнейшего применения данной процедуры. Можно ожидать перевода дискуссии о применении полноценного многодневного голосования из технологической (удобство избирателей) в политическую (возможности манипуляции) плоскость. Нельзя исключать столкновений позиций сторонников и противников многодневного голосования до момента объявления окончательных правил выборов. Однако при сохранении жесткой позиции ЦИК и партии власти, отказ от полноценного применения данной институциональной процедуры на выборах 2021 года вряд ли возможен.


Теги: выборы

Другие материалы раздела