Итоги Единого дня голосования.
Рост общественного запроса на обновление власти превращается в один из важнейших факторов внутренней политики.
Данный запрос оформился уже достаточно давно. Так, согласно данным совместного опроса «Левада-центра» и Московского центра Карнеги, опубликованного в ноябре 2019 года, 59% россиян выступают за решительные перемены в стране. По мнению 53% граждан, условием таких перемен является серьезное изменение политической системы, в то время как перемены с сохранением статус-кво допускают возможным лишь 34% респондентов.
Данный запрос на обновление в целом выглядит гораздо шире, чем запрос на простую смену актеров на разных политических сценах, обновление и омоложение кадровой линейки во власти и оппозиции. Речь также идет о запросе на новые подходы к госуправлению и новое качество коммуникации власти с гражданами, которые, как ожидается, приходят вместе с новыми политиками.
На протяжении последних федеральных электоральных циклов главным субъектом обновления в политической системе была фракция партии «Единая Россия» в Государственной Думе. В публичных комментариях руководство единороссов неизменно придерживалось линии, что обновление фракции партии должно составлять порядка 50% депутатов. На парламентских выборах 2016 года одним из главных инструментов обновления стало возвращение одномандатных округов. В итоге процент обновления нижней палаты вышел за пределы 60%.
Другим важным субъектом обновления в политической системе является губернаторский корпус. Если с 14 октября 2012 года по 18 сентября 2016 года было избрано 31 новых губернатора по сравнению с тем периодом, когда главы субъектов утверждались голосованием законодательного органа по представлению президента, то с 10 сентября 2017 года по 13 сентября 2020 года в регионах было избрано 55 новых губернаторов, которые раннее были назначены Кремлем в качестве временно исполняющих обязанности.
Тема обновления политической системы и конкуренция партий за новых политиков будут определять предстоящие в 2021 году выборы в Государственную Думу. К числу одной из ключевых интриг парламентской гонки 2021 года следует отнести то, как власть и оппозиция попытаются удовлетворить этот растущий запрос и с каким предложением выйдут к избирателю.
Стартовой площадкой для подготовки к кампании 2021 года для всех игроков стали региональные выборы в Единый день голосования 13 сентября 2020 года. Для Кремля главными задачами этой кампании были продолжение обновления губернаторского корпуса и формирование эффективного большинства в региональных органах законодательной власти на основе фракций «Единой России», в которых появилось много новых лиц. На оппозиционном фланге, в свою очередь, появились новые партийные проекты, которым удалось бросить вызов парламентским партиям и добиться преимуществ для участия в думских выборах.
Ключевые линии обновления по итогам ЕДГ-2020
Следующие итоги Единого дня голосования 13 сентября демонстрируют то, как участникам кампании удалось удовлетворить запрос на обновление в рамках политической системы.
Уверенная победа губернаторов-новичков. В рамках ЕДГ состоялось 20 выборов губернаторов, из них 2 — голосования в законодательном органе субъекта. Среди избранных губернаторов — 10 стали новыми руководителями регионов. Рекордный процент поддержки среди всех глав субъектов получил новый губернатор Севастополя Михаил Развожаев — 85,72% при явке 48,28 %. Рекордная явка на губернаторских выборах была зафиксирована в Татарстане — 78,78%, где повторно избирался президент Республики Рустам Минниханов. Однако второй показатель явки был зарегистрирован в Еврейской автономной области — 73,02%, где впервые избирался на пост главы субъекта единоросс Ростислав Гольдштейн с результатом 82,5 %. При этом средний процент голосов за губернаторов-новичков составил 74,97% против 74,03% за губернаторов-старожил.
Победа новых кандидатов на выборах в Государственную Думу. Дополнительные выборы в нижнюю палату парламента прошли в четырех одномандатных округах. В трех из них победили кандидаты, которые ранее никогда не были депутатами Госдумы. Это Алексей Золотарев (Курская область), Александр Самокутяев (Пензенская область) и Андрей Коваленко (Ярославская область). В Госдуму также вернулся представляющий республику Татарстан единоросс Олег Морозов.
Обновление фракций «Единой России» в законодательных органах власти. «Единая Россия» сохраняет свою роль главного игрока на партийном поле. По итогам ЕДГ партия вновь завоевала большинство мандатов в законодательных органах субъектов. При этом единороссы сделали сознательную ставку на новые лица в своих списках и в одномандатных округах. Особенностью этой кампании, в частности, стал больший процент врачей среди участников праймериз «Единой России». Таким образом, единороссы продолжают играть главную роль субъекта обновления законодательного корпуса. В итоге, по результатам Единого дня голосования-2020, процент обновления фракций «Единой России» в законодательных органах субъектов составил порядка 50%.
Обновление Совета Федерации. Избранные губернаторы и законодательные собрания делегировали в Совет Федерации порядка 20 новых сенаторов. Членами Совета Федерации стали не только уже известные депутаты Госдумы и бывшие губернаторы. Например, Александр Карелин, Вадим Деньгин и Андрей Чернышов и бывший губернатор Белгородской области Евгений Савченко. В число сенаторов вошли такие новые политики, как глава городского совета Нарьян-Мара Дмитрий Гусев (НАО), министр транспорта Татарстана Ленар Сафин, общественный деятель Мария Львова-Белова (Пензенская область), бывший вице-губернатор Ленинградской области по внутренней политике Сергей Перминов.
Успех новых партий. Отличительной особенностью кампании 13 сентября стало прохождение сразу нескольких новых партий в законодательные органы власти регионов. Три партии, которые были созданы накануне ЕДГ и с прицелом на парламентскую кампанию, смогли выиграть представительство в парламентах одного или сразу нескольких регионов. Это «Новые люди», «За правду» и «Зеленая альтернатива». Перечисленные партии будут освобождены от сбора подписей на предстоящих выборах в Государственную Думу. Партия «Новые люли» добилась наибольшего успеха, пройдя по партийным спискам в законодательные собрания сразу четырех регионов — Новосибирской, Костромской, Калужской и Рязанской областей. В свою очередь, «Зеленая альтернатива» добилась успеха в Республике Коми и Челябинской области, а партия «За правду» — в Рязанской области.
Увеличение количества фракций в законодательных органах. Расширение партийного представительства в региональных парламентах также является подтверждением запроса на новые лица. Так, в законодательном органе Рязанской области будет работать сразу семь фракций — кроме четырех думских партий, это партии «Новые люди», «Партия пенсионеров за справедливость» и «За правду». Шесть фракций будет представлено в законодательных органах Калужской и Костромской областей и республики Коми.
Успех новых лиц в городах. Избрание кандидатов, которых можно отнести к т.н. либеральному флангу идеологического спектра в ряде городских собраний, также открывает перспективы высокой конкуренции на думских выборах в одномандатных округах. Главного успеха либералы добились в Томске и в Новосибирске, несмотря на то что формально не смогли выиграть большинство. Вместе с тем, не отстают и патриоты. Так, на выборах в Гордуму Тамбова сенсационно победила партия «Родина», набравшая около 45% мест по партспискам и взявшая все одномандатные округа. Уверенная победа партии показывает, какого успеха при определенных условиях могут добиться партийные бренды, не имеющие представительства в Госдуме.
Представительство политических партий в региональных парламентах
К важным показателям роста запроса на обновление политической системы можно также отнести такой показатель, как представительство политических партий в региональных парламентах. В последний год перед выборами в Государственную Думу в законодательных собраниях регионов представлены 18 политических партий. При этом 16 из них имеют право участвовать в парламентских выборах без сбора подписей. Для сравнения, перед стартом парламентской кампании 2016 года 14 политических партий имели льготу, освобождающую от сбора подписей.
Помимо парламентской четверки («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), в законодательных собраниях регионов работают депутаты от партий Коммунисты России, «Патриоты Россий», Российской партии пенсионеров за социальную справедливость, «Яблока», «Родины», Партии Роста, «Зеленых», Коммунистической партии социальной справедливости, «Гражданской платформы», «Новых людей», «Зеленой альтернативы», «За правду», Партии социальной защиты и Партии дела.
Лидерами среди непарламентских партий по представленности в законодательных органах субъектов являются Российская партия пенсионеров за социальную справедливость (14), Патриоты России (7) и Коммунисты России (6). «Яблоко», «Родина» и «Патриоты России» имеют своих депутатов в пяти региональных парламентах.
Прогноз: новые лица как одна из главных тем федеральных выборов-2021
1. По мере приближения к парламентской кампании общественный запрос на обновление будет усиливаться. Это будет связано с небыстрым восстановлением экономики на фоне продолжения пандемии коронавируса как в России, так и в мире, а также с общей усталостью избирателей от привычной линейки политиков и предлагаемых ими рецептов решения проблем. Отражением этого запроса уже является отсутствие позитивной динамики в рейтингах парламентских партий, которые практически стоят на месте с середины 2018 года.
2. В результате кадровое обновление парламента станет одной из главных тем думской кампании 2021 года. Все парламентские и непарламентские партии так или иначе попытаются эксплуатировать эту тему в своих электоральных интересах. Новые лица, апелляция к новым подходам в управлении государством и новые идеи по решению проблем граждан будут выдвигаться на передний план в агитации. Кроме того, большую ценность будут иметь персоналии, которые никогда раньше не занимались политикой, но готовы попробовать свои силы на парламентских выборах. Конкуренция за кооптацию в число кандидатов селебритис, людей с биографией, раскрученных в медиа и в социальных сетях персонажей будет как никогда высокой. Напротив, опытные и проверенные в политической работе кадры, которые не входят в руководство политических партий, могут временно отойти на второй план.
3. «Единая Россия» останется главным локомотивом обновления. Можно ожидать, что большинство депутатов от партии, избранных по спискам и в одномандатных округах, станут новые лица. Не исключен сценарий, при котором ЕР полностью сделает ставку на новые лица как главную стратегию своей избирательной кампании. В этой связи можно ожидать таких сюрпризов, как первая линейка кандидатов-единороссов, полностью состоящая из новых лиц. Также не исключено, что новые лица будут выдвинуты на ведущие роли в новой Думе уже по итогам выборов. В связи с этим следует ожидать обновления руководства Государственной Думы на уровне как минимум вице-спикеров от партии власти и руководства фракции ЕР.
4. В связи со старением своих лидеров ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия» также предпримут попытки выдвинуть на передний план новых лиц, которые в перспективе смогут заменить действующих лидеров. Труднее всего это будет сделать КПРФ из-за иерархического характера партии и из-за того, что преемник Зюганова будет определяться партийной геронтократией из числа «своих». Напротив, ЛДПР и «Справедливая Россия» не имеют серьезные препятствий, чтобы отказаться от проявления гибкости в кадровой политике. Им проще сделать ставку на новых лиц за сравнительно короткий срок, если это поможет выживание партии. Поэтому лидерами этих партий в будущем вполне могут стать политики, пришедшие «из вне», а не кто-то из действующей партийной верхушки.
5. Успех новых партий 13 сентября дает основания для оптимистичных прогнозов относительно их перспектив на думских выборах. «Новые люди» выдвинулись в число фаворитов в результате очень успешной кампании в регионах. Если партия Нечаева проведет грамотную кампанию, представит конкурентоспособных кандидатов и не совершит больших ошибок, то имеет высокие шансы на прохождение в парламент по спискам. В то же время партии будет труднее конкурировать в одномандатных округах, где большую роль играет не успешный бренд, на который «Новые люди» делают ставки, а персоналии.
6. Применение технологий мобилизации антивластных настроений группы Навального вряд ли окажет большое влияние на обновление законодательного корпуса, поскольку решающими факторами является состав партийных списков и кандидатов в одномандатных округах. Участие внесистемной оппозиции в парламентских выборах на базе одной из партий пока выглядит маловероятным сценарием. В то же время перспективы регистрации кандидатов от несистемной оппозиции в одномандатных округах повысят не только конкурентность выборов, но и вынудят власть и парламентские партии «перебивать» предложения друг друга как можно более конкурентоспособными лицами.
7. В 2020 году одновременно должны состояться выборы в 39-ти законодательных собраниях регионов. Учитывая высокий запрос на обновление, по итогам этих выборов можно прогнозировать как дальнейшее обновление корпуса региональных законодателей, так и расширение представительства непарламентских партий. Также не исключено, что увеличится количество партий, которые получат право участвовать в парламентских выборах 2026 года без необходимости сбора подписей.
Эволюция, нормативы и дисфункции, перспективы развития