Глас народа. Выборы в центре внимания

от 26 сентября 2023

Пользователи соцсетей о победителях ЕДГ.

Финальный этап кампаний и подведение итогов выборов привлекают наибольшее внимание граждан. Растет количество сообщений в социальных сетях с упоминанием кандидатов, также увеличивается эмоциональность сообщений.

Подведение официальных итогов позволяет нам проанализировать особенности кампаний в соцсетях топ-10 наиболее успешных кандидатов, набравших самые высокие проценты голосов избирателей. Какие темы повестки повлияли на их успех, и зависит ли результат на участках от того, что про кандидата пишут в соцсетях.

Общий обзор

Для фиксации наиболее полной картины мы анализировали не только предвыборный, но и поствыборный период. С 1 по 21 сентября пользователи опубликовали около 140 тысяч уникальных постов о губернаторах, попавших в выборку.

Наибольшее количество публикаций упоминают губернатора Подмосковья А. Воробьёва (около 60 тысяч постов, или 40%). На втором месте — губернатор Кемеровской области С. Цивилев (около 14 тысяч постов, или 10%), на третьем — Д. Азаров (около 12 тысяч, или 8%).

Распределение публикаций
Infogram

Контекстуальный окрас

Тональность публикаций сохраняется преимущественно нейтральной. Наибольшие показатели публикационной активности для каждого губернатора приходятся на период голосования. Тем не менее, на некоторых графиках заметны и нетипичные пики:

1) Д. Азаров, 18 сентября: пик положительных комментариев. Обсуждение развития спорта в регионе (например, «Губернатор Дмитрий Азаров на своей странице рассказал о развитии спортивной инфраструктуры в городах и районах нашей области»).

2) А. Воробьев, 20 сентября: пик негативных комментариев. Взрыв дома в Балашихе.

3) А. Клычков, 17 сентября: пик негативных комментариев. Падение БПЛА в г. Орел.

4) С. Цивилев, 5 и 7 сентября: пики положительных комментариев. Рабочие встречи, заявления, появление губернатора в «темных очках».

Контекстуальный окрас
Infogram

Смысловые доминанты

В информационном поле вокруг губернаторов, помимо фокуса на региональных проектах, можно выделить 2 общие смысловые доминанты:

1) Выборы. Прошедшие выборы ВДЛ и депутатов в областные думы захватили внимание пользователей в контексте обсуждения многих губернаторов.

2) Президент. Упоминание президента занимает видные места в облаке для 6 губернаторов из 10.

Смысловые доминанты
Infogram

Для отдельных губернаторов характерны различные смысловые акценты. Так, обсуждение Д. Азарова в сентябре активно строилось вокруг сельского хозяйства в регионе и СВО. В. Орлов и С. Цивилев часто упоминались в контексте ВЭФ. Для А. Воробьева сохраняется фокус внимания общественности на детских садах в области (биграмма «детский сад» занимает первое место по упоминаемости, обходя даже темы ЕДГ и взрыва в Балашихе).

Тематическое разнообразие

Результаты тематического моделирования демонстрируют, что главная тема для всех губернаторов — это выборы. Она не занимает 1-е место по количеству публикаций только у 2-х губернаторов: у Г. Никитина и С. Цивилева.

У губернатора Нижегородской области на первом месте стоит тема сельского хозяйства. Её место в общественном сознании обусловлено сразу несколькими инфоповодами, произошедшими в сентябре: новый рекорд Нижегородской области по сбору зерна, массовая закупка сельскохозяйственной техники, отчет губернатора о развитии агрокомплекса перед президентом РФ.

Самая обсуждаемая тема вокруг С. Цивилева — это фестивали-конкурсы. На последний месяц выпало сразу несколько культурных мероприятий в Кемеровской области, в контексте которых неоднократно упоминался губернатор.

Характерная черта для информационного фона вокруг некоторых губернаторов — это тематический дисбаланс. Например, более 4 тысяч публикаций с упоминанием А. Моора с вероятностью более 90% могут быть отнесены к теме ЕДГ. В это же время остальным темам вокруг губернатора Тюменской области с высокой долей вероятности посвящены лишь несколько десятков постов.

Больше 1000 упоминаний, помимо ЕДГ, собрали кризисные темы — взрыв в Балашихе (А. Воробьев) и падение БПЛА в Орле (А. Клычков).

Тематическое моделирование
Infogram

Выводы

● Кампании успешных кандидатов заметны. Несмотря на то, что, по данным социологов, в общероссийской повестке выборы оказались не столь заметными, кампании успешных кандидатов отмечались пользователями соцсетей.

● Федеральная повестка перекрывает региональную. Электорат уделяет значительное внимание тому, как местная власть коммуницирует с федеральным центром. Встречи с В.Путиным также являются значимым событием, на которое обращают внимание пользователи соцсетей. В этом смысле фокусировка на федеральной повестке, отмеченная нами в серии материалов «Создатели смыслов», является полностью оправданной.

● Происшествия — источник внимания. Помимо ЕДГ, самыми обсуждаемыми темами стали кризисные ситуации в Орловской и Московской областях. По упоминаниям эти темы обходят стандартные обсуждения работы губернаторов.


Теги: губернаторы, соцсети

Другие материалы раздела