Рейтинг экспертов в сфере СМИ и современных медиа

от 25 Декабря 2020

Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере СМИ и современных медиа.

Пандемия коронавируса, с одной стороны, значительно ускорила процесс цифровизации и перехода привычных форматов коммуникации в онлайн-пространство, с другой — обострила значимость информации и медиа в условиях увеличившегося объема поступающих данных.

По данным Минцифры, за первые девять месяцев 2020 года трафик фиксированного Интернета в России вырос по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 32% до 43,7 млрд Гб. При этом темпы роста увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 1,5 раза: в январе — сентябре 2019 году фиксированный интернет-трафик увеличился всего на 18,5%.

Кроме экстраординарных событий, к которым относится пандемия, важную роль играют постепенные структурные трансформации медиапространства и способа получения информации. В 2020 году источники информации в Интернете (новостные сайты, блоги и социальные сети) впервые обогнали по популярности традиционные СМИ (телевидение, радио, газеты), говорится в материалах опроса ФОМ, проведенного в августе этого года.

538061608884425781531178643804.png

При этом в возрастной категории 18-30 лет 80% опрошенных получают информацию из Интернета, в возрастной группе 31-45 лет — 59%.

Сентябрьский опрос «Левада-центра» показал, что с июля 2016 года уровень доверия к телевидению падает, при этом все больше россиян в качестве источника информации используют социальные сети, Telegram-каналы и другие онлайн-источники.

Значительный рост объемов передаваемой информации, структурные изменения в моделях коммуникации приводят к смене основных игроков в сфере СМИ и современных медиа. Если раньше основную роль здесь играли главы крупных организаций, то теперь все чаще для выхода на большую аудиторию не нужны столь значительные ресурсы как в эпоху традиционных СМИ. Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил рейтинг экспертов в сфере СМИ современных медиа. 

Методика исследования

Эксперт — лицо, обладающее специальным набором знаний, навыков и опытом в определенной отрасли, которые позволяют ему давать квалифицированные оценки относительно процессов, протекающих внутри и вокруг этой отрасли.

Рейтинг — список экспертов, ранжированный посредством расчета Индекса востребованности эксперта (ИВЭ).

ИВЭ включает в себя 4 критерия: упоминаемость, признание, популярность, оценка.

Упоминаемость. Для оценки упоминаемости эксперта производится сбор информации о количестве материалов самого эксперта (статьи, колонки) или материалов с его участием (комментарии) в российских СМИ при помощи сервиса «Медиалогия».

Сбор информации производится за последние 3 месяца (на момент начала исследования — с 20 сентября по 20 декабря), что позволяет получить актуальные данные упоминаемости. В расчете учитывались доступные профильные тематики: медиа, телеком, ИТ, власть, политика, бизнес и общество.

При составлении рейтинга максимальное количество упоминаний в СМИ для экспертной группы выступает в роли эталонного результата. Эксперт, показавший наивысший результат в итоге получает максимальную оценку, далее результаты остальных экспертов высчитываются в качестве долей от максимального результата, однако доли затем не переводятся в оценки, а сразу преобразуются в результат по критерию.

Результат рассчитывается по формуле:

(Результат эксперта/Эталонный результат)*10 = оценка по критерию

Признание. Авторитетность эксперта внутри профессионального сообщества определяется посредством анкетирования самих экспертов. Им предлагалось назвать коллег, за которыми они следят в СМИ или соцсетях, чьи публикации чаще всего им встречаются, и мнение каких экспертов вызывает наибольший интерес.

Кроме того, в ходе анкетирования экспертам задается вопрос о том, какая, по их мнению, социальная сеть является наиболее востребованной внутри их профессионального сообщества. Это необходимо для определения предмета исследования по критерию «Популярность».

Оценка признания внутри экспертного сообщества производится аналогичным с критерием «Упоминаемость» образом: результат эксперта с наибольшим числом упоминаний внутри профессионального сообщества признается эталонным, и расчет результатов остальных экспертов производится в соответствии с формулой выше.

Популярность эксперта в социальных сетях определяется по количеству подписанных на него пользователей. В случае отсутствия подписчиков (Facebook/"ВКонтакте«) в расчете учитывается количество друзей пользователя, однако оно делится на 10, так как современные алгоритмы формирования новостных лент в соцсетях не гарантируют, что все друзья эксперта увидят опубликованные им сообщения.

В ходе анкетирования экспертов было выявлено, что наиболее популярной площадкой внутри профессионального сообщества является Facebook, поэтому для расчета критерия «Популярность» использовались результаты пользователей этой соцсети.

Распределение оценок происходит по такому же принципу, как и в случае расчета оценок по критерию «Упоминаемость».

В случае, если эксперт ограничивал информацию о количестве своих друзей или подписчиков, ему присваивался минимальный балл, так как статус публичного эксперта не предполагает закрытость от аудитории.

Оценка. Этот критерий базируется на анализе действий каждого эксперта: наличие у него академических работ в изучаемой области, его участие в тематических конференциях, круглы столах и иных публичных мероприятиях.

Итоговая оценка рассчитывается по формуле:

(Упоминаемость*0,3)+(Признание*0,3)+(Популярность*0,2)+(Оценка ЦПК*0,2) = ИВЭ

Каждый критерий рассчитывается индивидуально, сумма оценок по всем критериям и является ИВЭ. Таким образом, максимальная оценка, которую может получить эксперт — 10 баллов.

В случае, если эксперты обладают одинаковым количеством баллов, приоритет отдается критерию «Упоминаемость», затем «Признание», после — «Оценка», заключительный критерий — «Популярность».

В рейтинг экспертов не попадают лица, принимающие государственные и/или политические решения (чиновники, депутаты, руководители госструктур) в исследуемой отрасли, несмотря на то, что они могут попадать под определение эксперта. Исключение составляют только те субъекты, которых неоднократно отмечало экспертное сообщество в ходе анкетирования.

Основные результаты и выводы исследования

• Новые медиа и Интернет. В рейтинге доминируют представители интернет-СМИ, онлайн-площадок и социальных сетей, а не телевидения или радио, что, в целом, отражает изменяющиеся предпочтения россиян в способах потребления контента. В будущем доля представителей новых медиа будет только увеличиваться.

• Медиаменеджеры играют определяющую роль. Лидирующие позиции в рейтинге занимают руководители крупных радиостанций, телеканалов и сетевых изданий, несмотря на бурное развитие социальных сетей и индивидуальных авторов с многомиллионной аудиторией. В будущем, с развитием новых медиа, значение авторов будет усиливаться.

• Доминирование Москвы. Если в некоторых прежних рейтингах ЦПК (например, в рейтинге экспертов в сфере культуры) наблюдалось преобладание экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга, то в данном рейтинге абсолютное большинство экспертов — представители столицы, что свидетельствует о концентрации медиаресурсов в центре.


Теги: СМИ, эксперты

Другие материалы раздела

Ударники кнопочных дел Ударники кнопочных дел
от 19 Января 2021

Как депутаты работали во второй половине 2020 года.

Рейтинг политтехнологов Рейтинг политтехнологов
от 31 Декабря 2020

Топ-50 экспертов в сфере политических технологий.