Создатели смыслов. Повестка уходит в народ

от 8 августа 2023

Активность в соцсетях кандидатов в главы регионов.

До Единого дня голосования 2023 года остаётся немногим больше месяца. Кампании переходят в финальную стадию. Уже на следующий неделе начинается официальный период агитации в СМИ.

До этого момента основными каналами распространения информации о кампаниях кандидатов были соцсети и наружная реклама. В месяц, прошедший с момента выдвижения до официальной регистрации кандидатов, именно соцсети играли главную роль в агитационной машине кандидатов.

Центр политической конъюнктуры в конце июня зафиксировал стартовые позиции выдвинутых кандидатов, спустя месяц можно подвести промежуточные итоги работы кандидатов в социальных сетях: кому удалось расширить свою аудиторию, кто нарастил публикационную активность, и главное — как поменялась повестка кандидатов. Обо всем этом — в нашем втором выпуске серии «Создатели смыслов».

Общая динамика: соцсети — инструмент успешных кандидатов

Абсолютное большинство кандидатов остались активными пользователями социальных сетей — хотя бы на одной из площадок присутствует 70 кандидатов из 94, или 74.4%. Интернет-активность остается важным инструментом в контексте предвыборной кампании.

«ВКонтакте» — наиболее популярная соцсеть среди кандидатов (65%), мессенджер Telegram — на втором месте (55%), «Одноклассники» — на третьем (24%).

Использование соцсетей среди кандидатов
Infogram

В июне 2023 года, наибольшее число кандидатов использовали 1-2 социальные сети (по 28 человек в каждой группе), наименьшее число — все 3 площадки. По состоянию на август 2023, относительное большинство предпочитает использовать 1 социальную сеть (32%). На втором месте — отсутствие социальных сетей (по 25.5%), на третьем — 2 социальные сети (23%), на последнем — все 3 (19%).

Сколько соцсетей используют кандидаты?
Infogram

Всего зарегистрировано 94 кандидата:

Формально процесс регистрации продолжается до 9 августа в Псковской области, однако, согласно базе данных ЦИК, решения по всем кандидатам в этом регионе уже приняты.

Большинство зарегистрированных кандидатов за анализируемый период продемонстрировали рост активности в соцсетях, а также увеличили свою аудиторию. В силу большого числа кандидатов остановиться подробно на каждом не представляется возможным. Кроме того, основная цель данного исследования — анализ смыслов, которые создают кандидаты.

Тем не менее количественные показатели остаются важными и понятными KPI, за счет которых можно оценить эффективность хода кампаний кандидатов. Именно поэтому мы создали большой дашборд, в котором собрали все основные показатели: количество подписчиков, реакций, просмотров и многое другое:

От выдвижения до регистрации: трансформация смыслов

Частотный анализ Telegram проводился на основе постов, опубликованных кандидатами в течение июля 2023 года.

Общий тематический баланс остается прежним — кандидаты все так же уделяют особое внимание региональным проектам, образованию, социальному обеспечению. Чаще стали встречаться слова «ремонт», «благоустройство», «село».

Общие облака слов
Infogram

Кандидаты стали чаще писать о «встречах с жителями» — по мере приближения выборов, они всё активнее используют этот канал коммуникации с избирателями.

Уникальный стиль: риторика отдельных кандидатов

Анализ того, как изменилась риторика 5 наиболее популярных в Telegram кандидатов, демонстрирует, с одной стороны, устойчивость индивидуальной повестки, с другой стороны, пространство для перефокусировки.

Например, Сергей Собянин в июле, так же как и в период с марта по июнь, стабильно уделяет внимание таким аспектам городской жизни как транспортная инфраструктура (особенно метро) и детские площадки. Тем не менее в последний месяц мэр Москвы стал реже фокусироваться на образовании («школа») и чаще упоминать сферу здравоохранения («медицинский», «поликлиника», «пациент»).

Андрей Воробьев, наоборот, продолжает делать акценты на образовании («школа» — самое часто употребляемое слово в оба анализируемых периода) и поддержке детей («ребёнок», «ребята»). В июле губернатор Московской области стал уделять особое внимание строительству парков и организации фестивалей. Более того, отличительная черта риторики губернатора в июле — фокус на реализации проектов в конкретных городах области (Дубна, Истра, Мытищи, Домодедово). По мере приближения Единого дня голосования, Андрей Воробьев гораздо реже упоминает СВО.

Михаил Котюков на протяжении обоих периодов активно затрагивал тему строительства. Некоторые темы стали менее заметны из повестки — например, СВО и экология; здравоохранение, наоборот, начало занимать более значимую позицию.

Дмитрий Гусев по мере продвижения предвыборной кампании уходит от профессиональной риторики — из публикаций кандидата практически пропали апеллирование к партии, которую он представляет в Госдуме, обсуждение законов и работы нижней палаты парламента. Как и в случае с Михаилом Котюковым и Андреем Воробьевым, постепенно повестку Гусева покидает тема СВО. В июле 2023, кандидат всё чаще обращался к таким словам как «житель», «ребёнок», «семья», делая упор на социальной политике.

В риторике Владислава Даванкова реже стали встречаться упоминания нейросетей, детей, школьного образования и предпринимательства. В то же время чаще стали звучать слова «житель» и «встреча» и подниматься проблемы озеленения, тема выборов.

Облака слов для топ-5 кандидатов
Infogram

В общем разрезе, на индивидуальных облаках слов, сохраняется акцент кандидатов на региональном и партийном измерениях их работы, а также на специфических проблемах и сферах, которым уделяет внимание каждый кандидат.

Индивидуальные облака слов
Infogram

Облака слов за период с марта по июнь по всем кандидатам доступны в первом выпуске «Создателей смыслов».

Выводы и прогнозы

● Повестка «уходит в народ». Большинство кандидатов все чаще фокусируются на вопросах развития социальной политики. Кроме того, в повестке кандидатов чаще встречаются сообщения о проведенных встречах с избирателями. Таким образом, повестка трансформируется как тематически, так и функционально

● Тренд на рост активности усилится. Заключительный этап кампании традиционно является наиболее ярким, соцсети кандидатов — не исключение. Запуск агитации в СМИ, вероятно, значительно повысит интерес и к каналам коммуникации с кандидатами.

● Telegram — самая динамичная площадка. На фоне динамики показателей во «ВКонтакте» и «Одноклассниках», Telegram демонстрирует наибольшие изменения в контексте количества подписчиков, просмотров и репостов у кандидатов.

Теги: губернаторы, выборы, соцсети

Другие материалы раздела