Восприятие выборов в Мосгордуму в СМИ, соцсети и мессенджере. Выпуск № 6
Одной из главных тем недели в контексте выборов в Мосгордуму стало открытие общественного штаба по наблюдению за ходом голосования. Технологизация электорального процесса окажет влияние и на процесс наблюдения, помимо обычного будет работать и электронный штаб. Также в повестке заметна активизация отдельных кандидатов и партий.
Общие выводы
Повышение прозрачности. Значительное внимание, особенно в СМИ, уделяется вопросам наблюдения за голосованием. Электронное голосование, вероятно, будет иметь свои особенности, поэтому руководство общественного штаба по наблюдению за выборами делает упор на тему обучения наблюдателей.
Привлечение внимания. Организаторы выборов привлекают дополнительное внимание к электоральным новациям. Новый этап программы «Миллион призов» — акцию «Выбираем вместе» проведут для участников электронного голосования в Москве. Эта тема стала заметной в СМИ регионального и федерального уровня.
Общественная поддержка. «Единая Россия» продолжает развивать проект штаба общественной поддержки за счет привлечения жителей к обсуждению городских проблем и встраивания в программу наказов по широкому кругу вопросов городского развития.
Токсичность скандалов. Снятие с выборов кандидатов от КПРФ уже после регистрации привело к перекосам в информационной кампании коммунистов. Упоминаемость партии в Telegram выросла за счет кампании против этого решения, однако ее тональность имеет ярко выраженный негативный окрас.
СМИ
Журналисты за анализируемый период сконцентрировались на акции «Миллион призов», очевидно, потому что она потенциально может заинтересовать читателей и повысить просмотры и охваты издания.
Главные же инфоповоды связаны с тестированием системы ДЭГ и официальным открытием общественного штаба по наблюдению за выборами.
Повестка стала более разнообразной, сразу несколько ключевых тем — в центре внимания.
В связи с актуализацией темы наблюдения за выборами первое место по упоминаемости в СМИ в связи с выборами занял глава штаба общественного наблюдения Вадим Ковалёв. Тема наблюдения за выборами также привлекла внимание экспертного сообщества, политологи отмечали важность прозрачности выборов в условиях внедрения новых инструментов.
Тональность публикаций в СМИ за анализируемый период стала максимально нейтральной.
Количество упоминаний выборов в СМИ растет. Здесь продолжает работать особенность, зафиксированная нами в первом выпуске, — официальные события привлекают особое внимание журналистов. На этой неделе таким событием стало открытие общественного штаба по наблюдению за выборами.
«ВКонтакте»
Во «ВКонтакте» наиболее заметные инфоповоды генерируют кандидаты от «Единой России».
В повестке также присутствует КПРФ, однако коммунистов упоминают в связи с негативным инфоповодом — снятием с выборов их кандидатов.
Рейтинг упоминаемости субъектов связан с активностью ЕР, а также с темой открытия штаба общественного наблюдения.
Тональность повестки во «ВКонтакте» остается все также эмоциональной и обладает наибольшей долей позитивно окрашенных постов.
Количество публикаций во «ВКонтакте» продолжает снижаться, несмотря на рост активности на других площадках. Это может быть связано как с особенностью соцсети, в которой рост активности напрямую связан с конкретными персоналиями (кандидатами), так и с необходимостью расширения выборки и смягчения правил отсева публикаций, что будет протестировано в следующем выпуске.
Telegram
Повестка Telegram продолжает оставаться наиболее скандальной, топ инфоповодов включает в себя информационные кампании, связанные с отказом в регистрации и снятием кандидатов с выборов.
Фокус на кандидатах определяет и общую повестку вокруг выборов в Telegram.
Коммунисты пытаются использовать снятие своих кандидатов П.Тарасова (избирательный округ № 23) и И.Суханова (избирательный округ № 39) для дискредитации хода выборов и позиционирования КПРФ в качестве ключевой оппозиционной силы. Это оказывает влияние на рейтинг субъектов по числу упоминаний.
В силу доминирования в повестке Telegram токсичных тем, дискурс остается наиболее негативно окрашенным в сравнении с другими источниками.
Общее число публикаций в Telegram незначительно снизилось, что говорит о низком интересе к информационной кампании КПРФ.
Партии
«Единая Россия» сохраняет уверенное лидерство по количеству упоминаний в СМИ. Во «ВКонтакте» также лидирует «Единая Россия». При этом за счет активизации КПРФ в Telegram рейтинг упоминаемости партий в мессенджере изменился, коммунисты занимают первое место, «Единая Россия» — второе, «Яблоко» — третье.
Объемы выборки:
Общий объем постов в Telegram — 1122 постов. Применен фильтр на количество просмотров (1 тыс.), итог — 201.
«ВКонтакте» — 1296 поста. Применен фильтр на 1 тыс. просмотров и тематический отсев, итог — 48 постов.
СМИ — 2375 сообщений, после дополнительного тематического отсева — 1306.
Теги: выборы, Мосгордума, Москва