О трех событиях вокруг переговоров по мирному урегулированию в Донбассе

от 31 Июля 2020

Что означает смена действующих лиц со стороны Украины и новые сигналы.

На прошедшей неделе вокруг переговоров по урегулированию конфликта в Донбассе произошло три события, каждое из которых заслуживает отдельного внимания.

Во-первых, второй президент Украины Леонид Кучма покинул пост полномочного представителя Украины в минской Контактной группе. Его место занял первый украинский президент Леонид Кравчук.

Уход Кучмы рассматривался наблюдателями как ожидаемое событие и вписывается в логику последних перестановок в Контактной группе с украинской стороны. Спустя более чем год нахождения Зеленского на посту президента Киев сменил свою команду переговорщиков в Минске. Замена Кучмы на нового человека завершала этот процесс.

Не следует ожидать, что приход Кравчука окажет какое-либо влияние на содержание переговоров. Роль полномочного представителя в украинской делегации в последнее время свелась к минимуму. В лучшем случае — это символическая фигура, которой приходится выступать в роли посредника и публично озвучивать основные линии, написанные в Офисе украинского президента.

Так, в Контактной группе Кучма почти не занимался обсуждением субстантивных политических вопросов, подчеркивая приоритетность для Киева формата «нормандской четверки». Вопросами безопасности занимались военные. При этом он неоднократно высказывал сожаление, что на его позиции можно мало, что решить. Зиц-председателем в украинской делегации будет и Кравчук.

Реальным переговорщиком в Минске остается вице-премьер, представитель в политической подгруппе Алексей Резников. После отставки Кучмы сообщалось, что Резников также рассматривался на пост полпреда. Однако Зеленский выбрал 86-летнего Кравчука вместо 81-летнего Кучмы.

Такое решение можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, Кравчук потенциально более приемлемая фигура для украинских националистов. Его назначение может частично успокоить ту часть украинской аудитории, которая нагнетает тему «национального предательства» в Минске. Можно отметить, что в своих первых комментариях Кравчук сразу же заявил, что «не воспринимает» особый статус Донбасса. Во-вторых, бывший президент во главе украинской делегации, как и в случае с Кучмой, автоматически усиливает ее статус. В-третьих, в Киеве, по всей видимости, считают, что российскому полпреду Борису Грызлову будет более комфортно вести диалог со «старыми» тяжеловесами, чем с представителями новой украинской власти.

Во-вторых, в украинских СМИ произошла утечка письма, направленного главным российским переговорщиком, замглавы администрации президента Дмитрием Козаком другим кураторам переговоров по «нормандской четверки» в Берлине, Париже и Киеве. Козак предельно откровенно выразил свое разочарование текущими переговорами на уровне «четверки», заявив об их неэффективности.

Показательно, что утечка произошла на сайте «Страна.UA», который разделяет скорее пророссийскую позицию в отношении урегулирования конфликта в Донбассе и близок к некоторым руководителям «Оппозиционной платформы» в Верховной Раде. Главный украинский переговорщик Андрей Ермак, в свою очередь, использовал письмо Козака, чтобы еще раз публично заявить о жесткости позиции Украины в переговорах. Не исключено, что слив был осуществлен именно по его инициативе.

В своем письме Козак назвал переговоры по Донбассу на уровне советников «нормандской четверки» бессмысленными. Вместо них он допустил возможность переноса содержательного диалога на уровень министерств иностранных дел «четверки».

Письмо подчеркивает сильное разочарование российской стороны ходом переговоров по урегулированию конфликта. Это разочарование читалось уже в недавнем интервью Козака ТАСС.

Красные линии, обозначенные Киевом (отказ от закрепления особого статуса в Конституции Украины, передача границы под контроль Украины или международный контроль до проведения выборов), не отставляют возможности для компромисса ни со стороны России, ни со стороны непризнанных республик. Переговоры в очередной раз заходят в тупик, что ощущается всеми участниками.

В этой ситуации у России нет большого интереса в проведении саммита «четверки», на котором настаивает Украина и, судя по всему, Германия. Резонансное письмо можно интерпретировать как попытку Козака усилить давление на Германию и Францию, поставив их перед прямой угрозой выхода России из бессодержательного диалога на неопределенный срок.

Кроме того, оно ставит под большой вопрос саму возможность проведения саммита «четверки» в этом году. Если Киев будет продолжать настаивать на своих «красных линиях» и не предлагать никакие компромиссные решения, не исключено, что Кремль может не дать согласие на участие в новой встрече лидеров, даже из уважения Путина к Меркель.

В этой связи показательно заявление главного российского переговорщика о возможности перевода переговоров на уровень МИДов. Если это будет реализовано, то это будет означать рутинизацию диалога и фактическое признание участниками, что надежды на прорыв со сменой власти на Украине полностью себя не оправдали, и что единственным вариантом на столе является сохранение статуса-кво.

Наконец, третьим событием стал законопроект, предложенный членами комитета Сената США по иностранным делам от обеих партий, о выделении Украине ежегодной военной помощи в размере $300 млн. В документе также содержится предписание назначить спецпредставителя США по Украине.

Эта инициатива законодателей дает общее представление о том, в каком направлении будет развиваться политика Вашингтона в отношении конфликта в Донбассе после президентских выборов.

С одной стороны, Соединенные Штаты продолжат усиливать украинское государство различными способами. Байден вряд ли вернется к политике Обамы, который в свое время отказался от предоставления Украине летального оружия.

С другой стороны, администрация вернется к активной роли в переговорном процессе, от которой Вашингтон отказался сам после отставки спецпредставителя Курта Волкера. При этом для России это не будет означать появление новой повестки, но может означать попытки усилить давление или усилить изоляцию, чтобы попробовать склонить Кремль к пересмотру его «красных линий».

Олег Игантов

Теги: Украина, Зеленский, Минские соглашения

Другие материалы раздела

Вторая волна пандемии: региональный разрез Вторая волна пандемии: региональный разрез
от 6 Ноября 2020

Как коронавирус становится личной, а не общественной проблемой.

Коронавирус докатился до регионов Коронавирус докатился до регионов
от 29 Октября 2020

Как жители регионов реагируют на вторую волну пандемии.