Губернаторы — герои соцсетей

от 14 мая 2020

Что россияне пишут о главах российских регионов в соцсетях?

Главы российских регионов в течение последних месяцев оказались в новой социальной и политической реальности. Режим самоизоляции перенес большинство процессов реальной жизни в виртуальное пространство. Интернет и раньше становился все более популярной площадкой для дискуссии, но сегодня он стал едва ли не единственным местом, где такая дискуссия в силу ограничительных мер еще возможна.

Виртуализация политических процессов: онлайн митинги, стихийные акции протеста и бурное обсуждение действий властей в соцсетях значительно повысили как масштабы политической активности различных субъектов в онлайн пространстве, так и ее значимость, так как в безальтернативных условиях для многих деятельность в сети осталась единственно возможной.

Пандемия уже сейчас привела к структурным изменениям в обществе, и теперь даже после снятия ограничительных мер виртуальное пространство сохранит за собой преимущество, полученное в 2020 году.

Эти факторы повышают значимость политического дискурса в интернете и увеличивают ценность его тщательного анализа, поэтому Центр политической конъюнктуры начинает проводить ежемесячный анализ отношения россиян к главам регионов в социальных сетях. Первый выпуск — за апрель 2020 года. Данные — «Медиалогия».

Уровень развития интернета и соцсетей в России

Число пользователей интернета в России в феврале 2020 года, по данным Mediascope, достигло 96,7 млн, интернетом пользуются 79% россиян. По мнению замглавы Минкомсвязи Алексея Волина, в 2020 году аудитория Рунета пересечет отметку в  100 млн пользователей. При этом у традиционных источников информации наблюдается явный отток аудитории, как отмечали в Mediascope в октябре 2019 года, ежедневно смотрят телевизор лишь 64% граждан, интернет каждый год перетягивает на себя тв-аудитори. По данным Левада-Центра, за последние десять лет четверть россиян потеряли доверие к телевидению.

Вместе с доверием падает и общая востребованность ТВ в качестве источника информации. Если десять лет назад информацию таким способом получали 94% россиян, то в августе 2019 года — 72%.

Эти тенденции будут оказывать влияние на политический процесс. Миф о том, что пользователи интернета не ходят на выборы, с каждым годом становится все менее правдоподобным. Во-первых, за счет роста аудитории среди старшего поколения. Во-вторых, за счет внедрения информационных технологий в электоральные процессы. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, почти половина россиян (47%) уже в марте 2019 года были готовы голосовать через интернет. Причем с 2018 года доля таких граждан выросла на 13%. Это повышает значимость онлайн дискуссии и того, что граждане пишут в соцсетях, администрации которых ежегодно отчитываются как о росте аудитории, так и об увеличении времени, которое пользователи ежедневно проводят на страницах сервиса.

По данным We Are Social & Hootsuite, социальными сетями в России пользуются 70 миллионов человек — 48% от всего населения страны.




Наиболее популярными социальными сервисами являются YouTube, ВКонтакте, WhatsApp и Instagram*.



По данным Brand Analytics, за апрель 2020 года 32,3 млн активных пользователей ВКонтакте оставили 576,5 млн сообщений, 1,3 млн авторов в Facebook* написали 44,2 млн постов, а 722 тыс. пользователей Twitter — 35,5 млн твиттов.

Виртуальное пространство становится все более значимой частью реальной политики. Например, сведения, опубликованные в социальной сети, могут стать поводом для массовых акций протеста. А в условиях пандемии коронавируса, и сама сеть может стать площадкой для митинга.

Власть, очевидно, осознает масштабы перемен в информационном пространстве, а также видит потенциальные риски роста негатива в сети. Неслучайно еще в июле 2018 года СМИ стало известно о внедрении программы отслеживания реакции региональных властей на жалобы россиян в социальных сетях « Инцидент менеджмент». Запуск этой программы на федеральном уровне помимо инструментального значения (решение конкретной задачи) имел и символические аспекты: таким образом в регионы был послан сигнал о том, что с обратной связью, поступающей от граждан в социальных сетях, региональным властям необходимо работать.

Учитывая растущую значимость соцсетей для политического процесса, а также установку для глав регионов на мониторинг активности пользователей, Центр политической конъюнктуры проанализировал, что россияне пишут о губернаторах в соцсетях, какие площадки являются наиболее популярными для политического контента, о чьей работе россияне отзываются позитивно, а кто вызывает наибольший негатив.

Общие результаты


В течение апреля пользователи российских соцсетей написали 2,89 млн постов с упоминанием глав российских регионов. Самым популярным стал мэр Москвы Сергей Собянин (1,15 млн сообщений), на втором месте Рамзан Кадыров (110 тыс. упоминаний), на третьем — Андрей Воробьев (103 тыс. сообщений), на четвертом — Дмитрий Азаров (почти 76 тыс. сообщений), пятерку лидеров замыкает Радий Хабиров — (69 тыс. сообщений). С полным рейтингом упоминаемости глав российских регионов в соцсетях можно ознакомиться в таблице:


Чаще всего российских губернаторов упоминают авторы ВКонтакте (33,41%), на втором месте — Одноклассники (23,58%), на третьем — Facebook* (17,09%), на четвертом — Twitter (10,94%), пятерку лидеров замыкает Instagram* (7,14%). При этом картина распределения площадок уникальна для каждого губернатора, что видно на графике.


Большинство сообщений с упоминанием губернаторов, по данным «Медиалогии», носят нейтральный характер, однако если сравнивать объем позитивных и негативных сообщений, то прослеживается значительное преобладание последних.


Рассчитав долю позитивных и негативных сообщений для каждого губернатора мы составили два рейтинга. Лидерами по доле негативных сообщений стали: Вячеслав Битаров (28,57%), Сергей Жвачкин (28,21%) и Валентин Коновалов (24,11%).


Лидерами рейтинга по доле позитивных сообщений стали: Роман Копин (13,06%), Казбек Коков (11,14%), Александр Никитин (10,72%), Мурат Кумпилов (10,23%) и Дмитрий Артюхов (9,83%).

На графиках видно, что у большинства глав регионов доля позитивных сообщений в два раза меньше негативных постов.


Выводы

1. Среди губернаторов существует большой дисбаланс по популярности в социальных сетях. В рейтинге по общему количеству сообщений отчетливо прослеживается тройка лидеров, которые относятся к так называемым тяжеловесам федерального уровня (Собянин, Кадыров, Воробьев), их отрыв от остальной группы понятен, однако среди оставшихся глав регионов разница по популярности может достигать десятков раз. Конечно, на показатели влияет большое количество факторов: численность населения, уровень проникновения интернета в регионе и т.д., однако различия прослеживаются в том числе и по сопоставимым субъектам федерации. Например, результаты главы Саратовской области Валерия Радаева (12,2 тыс.) более чем в шесть раза ниже чем у главы Самарской области Дмитрия Азарова (75,9 тыс.). Выявленная асимметрия говорит о том, что регионы по-разному подходят к работе в интернете, и еще не все придают этому направлению должное внимание.

2. В интернете вообще и социальных сетях в частности доминируют критические настроения по отношению к властям. В среднем негативных постов в адрес глав регионов в 4,5 раза больше, чем позитивных. В ходе анализа не было выявлено ни одного удачного примера работы региональных властей с негативными постами и комментариями. 

3. Больше всего постов на политическую тематику появляется на страницах «ВКонтакте» и «Одноклассниках», однако наиболее активной и политизированной является аудитория Facebook*, который сильно проигрывает по распространенности в России, особенно в регионах, но не так очевидно проигрывает по количеству постов с упоминанием губернаторов. Именно Facebook* в ближайшие годы может стать главной социальной площадкой для политического контента, если доступ к ресурсу по разным причинам не будет ограничен.

4. Учитывая рост аудитории Рунета и социальных сетей, онлайн дискуссия на политическую тематику будет оказывать большее влияние на политический процесс, а анализ этой активности и реагирование на негатив станут неотъемлемой частью работы региональных и федеральных властей.


* Компания Meta признана в РФ экстремистской организацией. Facebook и Instagram запрещены в России.


What do Russians write about Russian governors on social networks: who is the most popular, about whom are positive comments more often, and who is the leader of public criticism?



Теги: губернаторы, регионы, соцсети, интернет

Другие материалы раздела