Вызовы и возможные угрозы для банковского сектора в 2026 году

от 9 октября 2025

На экономической повестке дня — самые актуальные темы. А именно — бюджет 2026-2028 и его основные параметры.

После долгих согласований возможных мер для снижения инфляции, которые могут предложить Минфин и ЦБ, в Правительстве РФ пришли к выводу, что на 2026-й год наиболее сбалансированными и наименее болезненными для поддержания экономического роста, будут меры, направленные на повышение налогов с целью наполнения доходной части бюджета. Одновременно с этим Правительству необходимо будет сохранить поддержку ключевых отраслей экономики на траектории роста с тем, чтобы не скатиться в рецессию. По заявлению Председателя Центробанка России Эльвиры Набиуллиной, пойти на снижение ставки, столь необходимой для промышленности и сельского хозяйства страны, она может лишь в случае значительного сокращения дефицита бюджета.

Изо всего спектра отраслей экономики, уже подвергшихся отрицательному влиянию жесткой денежно-кредитной политики ЦБ, единственным сектором, показывающим рост активов, их маржинальности и чистой прибыли, является банковский сектор. В текущем году ожидаемая прибыль банковского сектора составит около 4-х трлн. руб., что станет максимальным показателем за весь период новейшей истории. Какие вызовы и угрозы наиболее актуальны для банковского сектора следующем году, как они связаны с предлагаемым бюджетными изменениями, что могут предложить ведущие банки для сохранения и увеличения клиентской базы, рентабельности на капитал и устойчивого развития как собственного бизнеса, так и в целом экономики в условиях общего охлаждения экономики?

На устойчивое развитие банковской системы прежде всего оказывает влияние проводимая регулятором денежно-кредитная политика (ДКП). На сентябрьском заседании ЦБ его председатель Эльвира Набиуллина выразила обеспокоенность не снижающимися инфляционными ожиданиями и высказала консолидированную позицию членов Совета Директоров в отношении смягчения ДКП. Суть этой позиции — в удержании высокой ключевой ставки. Помимо выходящей статистики по недельной инфляции, регулятор будет пристально отслеживать инфляционные ожидания потребителей, а также статистические данные по состоянию промышленности, сельского хозяйства и банковского бизнеса как основы для поддержания производственного сектора и сферы услуг на траектории заданного плавного роста. В этой связи, перед банковским сектором встаёт несколько весьма сложных вызовов.

Во-первых, предстоящий период развития экономики в условиях высоких ставок требует пересмотра бизнес-стратегий в области формирования пассивов своих балансов. Если в начале и средине года банковский сектор рассчитывал на постепенное плавное снижение ставки, то после сентябрьского заседания ЦБ банкам необходимо изменить свою стратегию в области создания пассивов — в части депозитов, накопительных вкладов, облигационных и субординированных займов с более длительным периодом погашения.


Во-вторых, при формировании своей бизнес-стратегии банки должны оценить возможные потери от переоценки портфеля облигаций не только в части Облигаций федерального займа (ОФЗ), корпоративных облигаций, но и конвертируемых облигаций, флоутеров (привязанных к ставке ЦБ) и замещающих облигаций в юанях, долларах и евро.

В-третьих, учитывая высокие темпы сегментарного охлаждения экономики, как-то переход на 4-х дневную рабочую неделю, рост избыточных складских запасов готовой продукции, сокращение персонала (яркий пример АвтоВАЗ) возникает прямая угроза для банков ухудшения качества кредитных портфелей и, как результат, дополнительного резервирования. Что, в свою очередь, негативно скажется на рентабельности и прибыли банков, а также ограничит возможности роста кредитного портфеля.

Предлагаемые в проекте бюджета на 26–28 годы меры по увеличению налога на добавленную стоимость впрямую не окажут негативного влияния на банковский бизнес. Даже внесённое на прошлой неделе предложение вернуть налог на безналичные банковские транзакции, отменённый почти 20 лет назад, скорее всего, не снизит валовый операционный доход, а ляжет на клиентов банков. Тем не менее, с точки зрения репутационных рисков, он наверняка повлияет на поведенческую модель клиентов в области использования банковских карт для проведения расчетов за товары и услуги. В свое время этот налог был отменён с целью сокращения непрозрачных расчетов наличными в пользу безналичных, а его возвращение понизит привлекательность безналичных операций. При корректировке стратегии развития продуктовой линейки для розничного бизнеса этот фактор нельзя исключать.

И последнее. В предлагаемом проекте бюджета мы не можем не заметить довольно резкого сокращения ассигнований не инвестпроекты. Например, в два раза сократятся инвестиции на создание парка гражданских самолетов и сокращаются до нуля субсидии по замене авиапарка в авиакомпаниях. Сокращение господдержки экономики ведет к сокращению инвестпрограмм крупных российских корпораций — РЖД, Роснефть, Газпром и других. Все это укладывается в принятую стратегию охлаждения перегретой в прошлые три года экономики страны.

В этой связи, банкам стоит структурировать свой кредитный портфель и портфель облигаций с учетом снижения инвестиционной активности, возникающих рисков, особенно в секторах, не вошедших в нацпроекты, как то кредитование девелоперских проектов в коммерческой недвижимости, и части жилищного строительства, выходящего за рамки бюджетного субсидирования ипотеки.

Игнорирование возникших рисков может привести к ухудшению качества кредитных портфелей и, в случае реализации рисков, к росту непрофильных, мало ликвидных активов на балансах банков. Иными словами — к генерированию убытков.

По мере обсуждения бюджета, станет понятно, какие дополнительные риски и вызовы будут ожидать банковскую систему страны.

Светлана Оболенцева, директор по развитию Центра политической конъюнктуры

Теги: экономика

Другие материалы раздела